В середине июля птенцы хищных птиц покинули гнёзда
Орлята учатся летать.Вдали почти неразличимы
Года, как горные вершины,
А их не так-то
Орлята учатся летать
Мастерство непревзойденной Александры Пахмутовой в сотрудничестве с Николаем Добронравовым в этой песенке далеких
Вторая половина лета время, когда у хищных птиц заканчиваются без малого трехмесячные бдения у гнезд и начинаются так называемые послегнездовые перемещения и кочёвки. Второе лето подряд имею возможность вести регулярные наблюдения за гнездовой жизнью пары коршунов на остановочной площадке Левая Обь, что у железнодорожного моста в центральной части Новосибирска.
В начале июля в гнезде находились четыре большущих молодых коршуна. По всей видимости, нынче в популяции коршунов
Молодые птицы голодающими не выглядели. К середине июля они покинули тесное гнездо и расселись на деревьях неподалеку. Один, подражая родителям, предпочитал восседать на провисающем между опорами ЛЭП толстом кабеле.
До отлета в конце августа к местам зимовок на юге Азии коршуны будут держаться в основном вблизи свалок на окраинах Новосибирска и райцентров к югу,
Не надо быть орнитологом, чтобы констатировать сравнительно быстрое увеличение численности коршунов в наших краях в последние годы. На вопрос, хорошо ли это, каждый раз отвечаю, что для оценки природных процессов не годится альтернативный подход. Причины и последствия происходящих изменений многообразны, как и всё в природе, где сильны тенденции к компенсации и стабилизации. Рост численности коршунов это реакция на появление новых возможностей для процветания их популяции. Скорее всего, появились дополнительные источники их пропитания в виде больших свалок с пищевыми отходами. Недавно коллега поделился пережитой встряской, когда ему пришлось в потоке машин на одной из центральных улиц изо всех сил жать на тормоза, рискуя оказаться ударенным сзади, чтобы самому не удариться лобовым стеклом о коршуна, внезапно спикировавшего с небес за только что сбитым машинами голубем. Однажды, несколько лет назад в Новосибирском аэропорту именно попадание коршуна в двигатель самолета стало причиной отказа от продолжения полета для дорогостоящего ремонта. Но еще раз, вспоминая неадекватные чрезмерные меры против птиц в связи с угрозой птичьего гриппа, хотел бы предостеречь тех, кто принимает и реализует те или иные решения, от повторения пройденного. К сожалению, в нашей истории слишком много периодов, когда вместо ликвидации причин той или иной проблемы основные усилия направлялись, чтобы ликвидировать лишь её индикаторы. В случае с ростом численности коршунов причина заключается, прежде всего, в отсутствии мер по утилизации бытового мусора, включая пищевые отходы.