Царь природы: его величие и ничтожность

Издательский дом «Сова» начал выпуск книг серии «Здравствуйте, Господин Человек!». Как поясняет ответственный редактор серии, «издание задумано, чтобы представить человека самому себе в зеркале критической, а подчас и иронической рефлексии».

Издательский дом «Сова» начал выпуск книг серии «Здравствуйте, Господин Человек!»

В зеркале иронической рефлексии

Олег Донских: «Книги серии позволяют взглянуть на Человека с неожиданной точки зрения»
Фото Сергея ПЕРМИНА

Как поясняет ответственный редактор серии Олег Донских, «издание задумано, чтобы представить человека самому себе в зеркале критической, а подчас и иронической рефлексии».

— Царю природы и венцу творения стоит посмотреть на себя со стороны. Это не только помогает расстаться с некоторыми приятными заблуждениями, побороться с леностью и окостенением ума, но и позволяет более правильно оценить перспективу своей жизни…

Олег Донских — доктор философских наук, профессор. Специалист в области истории философии, истории культуры, философских проблем языкознания и филологии… Автор и соавтор шести книг и более сотни научных статей… Кроме того, он большой друг «Вечерки», постоянный автор и ведущий «круглых столов« нашей газеты.

В случае с литературной серией он выступает и как куратор проекта, и как автор предисловий. Предисловия, кстати, написаны в легкой, юмористической, даже иронической манере. Что, впрочем, не мешает им быть достаточно серьезными «мини-исследованиями», предваряющими каждую книгу.

Пока увидели свет четыре книги: «Прогресс — как эволюция жестокости» Михаила Энгельгардта, «Преступная толпа» Сципио Сигеле, «Искусство и действительность» Джона Рескина. Открыла серию книга Ю. Елеца (полное имя издателям, к сожалению, не известно) «Повальное безумие».

«Повальное безумие»

Книга имеет подзаголовок «К свержению ига мод». Хотя речь в ней идет не столько о моде, сколько о проблеме взаимоотношения полов. По своим убеждениям Елец — явный антифеминист. Женщин он воспринимает вполне в духе Ницше, который, как известно, безапелляционно заявлял: «Ты идешь к женщине? Не забудь плетку!» Книга впервые увидела свет в 1914 году, накануне Первой мировой войны, и была весьма популярна в среде русской интеллигенции. Женщины у Елеца — существа исключительно легкомысленные и безответственные, транжирки и сплетницы, плохие матери и неверные жены, они, по определению, лживы и порочны…

— Книга замечательна своей откровенностью и полным отсутствием всякой политкорректности, — утверждает Олег Донских, хотя вовсе не относит себя к славному роду женоненавистников…

Надо ли говорить, что Елец был далеко не первым, кто объявил войну прекрасному полу. Своими корнями проблема уходит в глубь истории. Достаточно вспомнить написанную еще в 1487 году знаменитую книгу двух монахов-инквизиторов Шпренгера и Инсисториса «Молот ведьм», представляющую женщин сущими дьяволицами.

Отношение полов — тема вообще достаточно щекотливая, в том числе и в плане религиозном. Остается непреложным тот факт, что все руководящие должности в христианской церкви могут занимать только мужчины. Да и семейный идеал христианства, в общем, сводится к руководящему началу в семье мужчины-хозяина. В России такое отношение к браку и семье было прекрасно представлено в знаменитом «Домострое», составленном в XVI веке священником Сильвестром…

Надо ли удивляться, что вполне естественной реакцией на мужской шовинизм стал шовинизм женский, а именно — феминизм. Который тоже имеет свою историю и в разные времена проявлял себя по-разному, в том числе и в формах самых радикальных. Зацикленность на «гендерных проблемах» в свою очередь оказалась на руку идеологам сексуальных меньшинств. Когда в церквях определенных протестантских конфессий уже начали венчать однополые пары, а наиболее продвинутые в этом отношении страны даже позволяют таким парам заводить детей — впору хвататься за голову и антифеминистам, и эмансипе. Многие из последних уже, как известно, пребывают в ужасе от осознания сомнительности побед, которых добились на своем праведном, тернистом пути…

По первоначальному замыслу вообще предполагалось, что вся серия «Здравствуйте, Господин Человек!» будет посвящена феминистской тематике. Однако, как выяснилось, после перестройки вся феминистская классика, включая труды самой известной феминистки XX века Симоны де Бовуар, уже переиздавалась. И в поисках чего-нибудь новенького взгляд издателей обратился на выпуск просто хороших научно-популярных книжек, которые бы позволили посмотреть на некоторые аспекты человеческой жизни с необычной, нетривиальной точки зрения. Книги, выбранные для серии, как правило, издавались только до революции, потом были незаслуженно забыты, но до сих пор не потеряли своей актуальности.

«Прогресс — как эволюция жестокости»

Михаилу Энгельгардту принадлежат слова «Современная обезьяна есть выродившееся человекообразное существо». В своем утверждении, что прогресс — вещь далеко не очевидная, автор, как и антифеминист Елец, тоже далеко не оригинален, но это не лишает его книгу определенного интереса. На протяжении ряда веков человечество заметно продвинулось в плане технологическом. Но стал ли человек от этого умнее и талантливее, добрее и счастливее? Вполне понятно, что многие чудовищные вещи, которые происходят сегодня, были невозможны на более раннем периоде развития человечества.

— В древних Афинах одновременно жило несколько величайших гениев человечества, и это в городишке, который по современным меркам относится к городкам заштатным. А сколько гениев сейчас живет в Нью-Йорке или в Мехико, которые превосходят Афины Перикла в сотни раз? — читаем в предисловии к книге. — А стали ли люди лучше относиться друг к другу? Можно вспомнить ку-клукс-клан или нашу родную коллективизацию. А современная Россия с ее киллерами?..

Одним словом, простые схемы в том, что касается прогресса, не работают. И никакой прямолинейности в развитии человечества нет. Относительно мягкие исторические периоды в истории сменяются периодами зверской жестокости.

В наше время замечательный этолог Конрад Лоренц написал книгу об агрессии. Он доказал, что человек — это единственное существо, с которого снято табу братоубийства. Именно человек убивает себе подобных, чего не делает ни одно животное. О весьма страшных вещах пишет и Энгельгардт. Со многими из его утверждений, конечно, можно поспорить, приводя множество примеров постепенного смягчения нравов. Но многие из его доводов опровергнуть практически невозможно.

«Преступная толпа»

Книга Сципио Сигеле — одна из классических работ по коллективной психологии, по психологии человеческой толпы, психологии человека в толпе. Едва появившись в конце XIX века, книга была переведена на основные европейские языки.

Как оценивать поступки человека в ситуации, когда он действовал как часть толпы? Кто виноват в Ходынке, где было убито более тысячи человек? При массовом скоплении люди начинают действовать совершенно неразумно. Мало того, коллективный дух поражает даже небольшие сообщества, и вполне разумные в обычной жизни люди вдруг начинают принимать шокирующие решения, приводящие в полный ужас окружающих. Известна масса фактов, когда присяжные заседатели оправдывали насильников и убийц. (Сигеле, в частности, рассказывает историю, когда присяжными была оправдана семья, зверски убившая мальчика-слугу).

Вопрос, почему книга включена в серию, не возникает. Изучение преступлений толпы в век, когда нет недостатка в коллективных буйствах, актуально, как никогда…

«Искусство и действительность»

Джон Рескин из всех авторов серии, пожалуй, самый известный. В свое время он был признан самым великим англичанином XIX века. Его популярность была сопоставима с популярностью Ницше. Он — автор порядка 50 книг. Противник прогресса. Чудак (запрещал, например, развозить свои книги по железной дороге).

Книга Рескина «Искусство и действительность» стоит несколько особняком от всех других книг серии. Но это только на первый взгляд. А по существу, речь идет опять же о человеческой природе. Как искусствовед Рескин писал, прежде всего, о роли искусства в человеческой жизни. И открыто отстаивал взгляды на искусство, как на отображение божественного, тогда как искусство активно теряло это свое качество.

— Как результат, сегодня мы имеем современное искусство, ориентированное, прежде всего, на желание удивить, где мастерству отведена роль второстепенная. На многих выставках чувствуешь себя полным идиотом, потому что должен надумывать то, чего в экспонируемых произведениях нет, — резонно заявляет Донских, объясняя появление в серии книги Рескина.

В отличие от дореволюционного издания книга хорошо иллюстрирована. И дает, в частности, некоторое представление о творчестве английских художников прерафаэлитов, которых открыл миру Рескин.


Издательский дом планирует дальнейшее продолжение издания серии. В издательском портфеле — три новые книги: Габриэль Тард «Социологические этюды», Шарль Летурно «История рабства» и Торстейн Веблен «Теория праздного класса». Все они, по мнению издателей, как нельзя лучше ложатся на тематику сегодняшнего дня…

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать