Новосибирск 8.6 °C

Сам себе оркестр

14.07.2007 00:00:00

Илья Эль (сценическое имя SevenEver) своим голосом, варьируя всевозможные звуки, создаёт настоящую музыку, которую невозможно отличить от клубного ремикса

Фото с сайта owl.pp.ru

Ему 21 год. Он студент гуманитарного факультета НГУ.

Бит-бокс — так называется этот, пока считающийся у нас не совсем обычным вид сценического творчества — одно из его серьезных увлечений. «В моем творческом «я« есть место поэзии, живописи и музыке, само собой», — признался он при первом разговоре.

Первое условие — здоровый образ жизни

— Но главное все-таки бит- бокс: почему?

Бит-бокс — направление, часть хип-хоп культуры. Оно представляет собой воспроизведение голосом звуков музыкальных инструментов и различных ритмов. А почему именно оно меня заинтересовало — здесь все просто. Наверное, многие из нас в детстве часто напевали какие-нибудь мелодии себе под нос, верно? Так было и у меня. А лет семь назад я узнал о Разеле (один из самых известных битбоксеров. — Прим. автора) и о том, что, оказывается, бит-бокс в упрощенной форме — это как раз то, чем я маленьким и занимался в домашней обстановке. А года два назад подумал: почему бы не попробовать заявить о себе?

— Ты считаешь, у бит-бокса есть перспективы?

— Перспективы есть у любого вида творчества, у любого жанра. Главное, кто им занимается. С бит-боксом — то же самое. Я считаю, что перспективы у него большие. Самое главное — уметь его делать и заинтересовывать публику. В идеале должно получаться так, чтобы во время выступления все слушали и говорили, что это нереально, что человеку от природы не дано сделать это так, как делает выступающий. В общем, температура на танцполе должна зашкаливать от Beat Box. Другое дело, что у нас очень и очень мало профессионалов. Меня считают одним из самых профессиональных битбоксеров Новосибирска, однако причина этого — большой опыт и постоянное самосовершенствование. Но у бит-бокса, действительно, есть реальная возможность стать полноправной частью нашей культуры (похоже, так оно и есть на самом деле: в Новосибирске это направление появилось 5–6 лет назад, а с этого года просто забило фонтаном в местных клубах. — Прим. автора).

— Скажи, а как ты сочиняешь бит-бокс и как репетируешь?

— У меня, конечно, есть парочка заготовок, но в основном все на импровизации: так намного эффектнее смотрится и слушается, чем при работе под запись. Просто держу в голове какую-то мелодию, совершенно любую, и на нее накладываю бит-бокс. А репетиции в бит-боксе, считаю, совершенно ни к чему, все приходит само собой.

— Тебе наверняка приходится поддерживать свой голос, как ты это делаешь: используешь специальные средства?

— Я вообще противник всевозможных диет со «специальными средствами«, поэтому на себе их тоже не испытываю. Думаю, достаточно вести здоровый образ жизни.

…Потому и thе good news

— Бывало ли, чтоб тебе приходилось работать в экстремальных условиях?

— Случилось как-то в клубе удерживать аудиторию. Был перебой с электричеством, и пока там что-то исправляли, я делал бит-бокс, в результате все остались довольны, а вечеринка была спасена.

— Есть ли у тебя свой собственный стиль в одежде?

— Есть, мы, поклонники хип-хоп культуры, называем его «на хип-хопе»: широкие штаны, бермуды, майка, футболка, рубашка, куртка.

— Как относятся к твоим начинаниям родные, знакомые, преподаватели, наконец?

— Близкие люди поддерживают меня во всех начинаниях. И прежде всего, родители. Они у меня тоже люди искусства и не препятствовали, когда узнали, что я выбрал немного нестандартное с их точки зрения направление. Что касается преподавателей, то некоторые относятся негативно, считая, что любая деятельность, связанная с клубами, есть зло. Но есть и те, которые, наоборот, хвалят, говорят, мол, парень поставил перед собой цель и идет к ней, да еще и получается у него. А некоторые смеются, видя в этом лишь временное увлечение, из которого я постепенно перерасту сам в настоящую профессию.

— И как долго ты планируешь заниматься бит-боксом?

— Долго! Пока на ногах стою. Хотя, как и в любом творчестве, случается разное. Но если нет вдохновения, нужно сделать перерыв, остановиться, оглядеться. Ведь надо идти вперед, развиваться — что может быть важнее?! Моя основная работа — музыка, а будущая профессия — музыкальный исполнитель. Сейчас я — резидент клуба «Бункер», работаю в качестве МС и DJ. Считаю, что эта профессия вполне достойная, как и многие другие. Кроме того, получаю достаточно. А после университета поеду в Америку или в Европу, где по-настоящему ценится то, чем я занимаюсь.

— Были ли у тебя выступления в других городах?

— Да, приглашали в Кемерово, Томск, а где-то получалось по воле случая. Даже за границу ездил — в Германию, в паломничество, попал на фестиваль, где меня попросили выступить. Объявили: «Сейчас будет выступать специально для вас парень из России». А там никто не знал, что такое бит-бокс, и потом организаторы и зал были в восторге.

— Если подвести некий итог тем годам, что ты занимаешься бит-боксом, чем ты особенно горд?

— У меня уже три альбома, но они home-made. Пока что я не стремлюсь, чтоб диски с моими композициями появились на прилавках магазинов. Рано еще. В основном с моим творчеством можно познакомиться через Интернет. Недавно создал группу, называется THЕ GOOD NEWS, в состав которой входят Dj Digital One, Karina (джаз-певица) и я. Несмотря на свое непродолжительное существование, многие критики говорят об этом проекте как об одном из самых перспективных. Значит, можно считать, что мы уже себя зарекомендовали. Главное для нас — творчество, музыка, жизнь. Мы хотим подарить что-то светлое, доброе и хорошее людям, поэтому и название такое.

Первые уроки бит-бокса

— Приходилось кого-нибудь учить бит-боксу?

— Бывало и такое! Есть у меня одна знакомая девушка, с которой я занимался. Мне кажется, мы вместе добились огромного прогресса! Еще иногда в клубах я устраиваю конкурсы, выбираю пару человек из толпы, и кто лучше повторит за мной, тот и выиграл. Все-таки главное, чтобы было огромное желание, тогда каждый сможет сам стать человеком — музыкальным инструментом.

— А если бы я попросила меня научить, с чего бы ты начал?

— Прежде всего, с вводной части. Во время воспроизведения звуков, свойственных бит-боксу, задействован весь артикуляционный аппарат: губы, язык, верхнее/нижнее нёбо, зубы, щеки, гортань, связки, а также легкие. Но даже если с этим все в порядке у человека, не факт что он сможет исполнять бит-бокс. Человек должен чувствовать ритм — это главное. Специальное музыкальное образование при этом не играет практически никакой роли. А если вы умеете играть на барабанах, то непременно научитесь держать ритм. Многие новички при создании ритма задействуют только губы, язык, зубы без добавления басов (это низкий раскатистый звук, который более естественно получается у особей мужского пола, нежели женского). Ритм можно придумывать и самим, достаточно только быть в хорошем настроении и просто напевать про себя любую мелодию, а потом уже воспроизводить ее посредством всего артикуляционного аппарата.

— Чувство ритма у меня, кажется, есть, а вот как воспроизводить-то звуки?

— Прежде чем вы сможете петь целые песни, нужно выучить три основных звука битбокса: «бочка», «работник» и hat. Бочка бывает нескольких видов. Напрягите губы и произнесите звук «б». Воздух должен мощно выходить из легких, связки напряжены, но звук не должен занять более одной секунды. При этом щеки резко надуваются и сдуваются. А теперь по той же схеме произнесите звук «д».

Самый удобный «работник» делается на вдохе: нужно резко втягивать воздух в себя, при этом пропуская его через узкое отверстие во рту, которое должно получиться в результате прижатия языка к верхнему нёбу (звук должен напоминать «ки»).

Наконец, hat: это просто прищелкивание языком, звук напоминает «тц».

Можно еще использовать язык, что-то типа цоканья. Его кончик прижат к верхним альвеолам, и вы щелкаете им сбоку, второе — сделать гамму, как на пианино, т. е. с самого низкого до самого высокого звука и наоборот (при этом звук у вас во рту тоже должен сделать полукруг).

Еще можно создать звук губами: нужно сжать их вместе, немного завернуть внутрь и резко разжать. Но (и тут кроется главная опасность) при этом нужно взять голосом самую низкую ноту и вместе с разжатием губ вытолкнуть из себя этот звук. Битбоксеры «обзывают» его «подпердыванием», извините уж.

— И это все?

— Конечно же, нет! У нас есть свои «фишки»: в первую очередь, это scratch — различные призвуки, которые делаются голосом. Напоминает диджейскую работу с пластинкой, когда он то замедляет ее рукой, то двигает вперед и назад, создавая слегка зажеванный звук. Еще один спецэффект: различные выкрики на концах квадрата. Квадрат — то, из чего состоит ритм, делится на четыре части. Идет основной звук, который начинает варьироваться, и можно делать выкрики сначала на первом конце квадрата, потом через два и т. д.

Всё, что ни делается — к лучшему

— Если я всему этому научусь, то смогу тоже выступать в клубах?

— Нет. Я же еще в начале говорил, что нужна еще особая работоспособность. Нужно постоянное самосовершенствование, которое «съедает» много времени, сил и энергии. Нужно особое отношение к своему творчеству. Это тоже не всем дано и не сразу приходит.

— А твое творчество тебя меняет?

— Человек меняется каждый день. Вопрос в другом: замечаем ли мы сами это изменение? Творчество помогает мне верить. Я смотрю на мир позитивно и считаю: все, что ни происходит, происходит к лучшему.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: