Архитектура православных храмов гармонично вписывается в любую эпоху
Всех, кто приезжает в Новосибирск, особенно после некоторого перерыва, поражает масштаб городского строительства. Да что говорить о гостях города, когда даже коренные новосибирцы, проезжая по, казалось бы, знакомым улицам, с удивлением обнаруживают совершенно незнакомые не только дома, но и целые кварталы.
Жилые здания, торговые комплексы, офисные высотки, блистающие современными отделочными материалами, растут как грибы после дождя. Бледно смотрятся на их фоне казавшиеся
Храмы, выстроенные по канонам тысячелетней давности, органично вписываются в любой окружающий архитектурный стиль. Испокон веку на Руси церкви были украшением любого населённого пункта. Величественный каменный храм на фоне простой российской деревеньки смотрится так же гармонично, как и небольшая церквушка среди многоэтажных архитектурных монстров. Как пишет в своей книге «Храмы Новосибирска» Евгений Шабунин, в нашем городе до революции было десять храмов, включая домовые и войсковые. Из дореволюционных церквей сохранилось три: Вознесенский собор, собор во имя святого князя Александра Невского и Покровский храм на улице Октябрьской (бывшей Болдыревской). Вряд ли кто из старожилов Новосибирска помнит привокзальный деревянный храм во имя пророка Божий Даниила, который строили одновременно с каменным
Дольше всех продержалась Закаменская
В 1952 году в помещении обезглавленной церкви начал работать планетарий. Был в этом перепрофилировании некий смысл: вместо абстрактного невидимого Неба власти решили показать трудящимся небо реальное. Посещали новосибирцы планетарий до 1971 года, пока здание серьёзно не пострадало от пожара, после которого планетарий перевели в Геодезическую академию, а стены разобрали по брёвнышкам. На месте бывшей церкви соорудили эстраду. Говорят, что эстрада стоит точно там, где раньше располагался алтарь.
Закрытие других храмов прошло тихо и незаметно. В 1940 году, через десять лет после закрытия, сгорел Никольский храм в Бугринке. Нет домовой Никольской церкви при городском реальном училище (ныне помещение
Когда в 1989 году новосибирские военные взрывали старинную церковь, в нашем городе начали открываться православные приходы. Практически с нуля осваивалось искусство храмостроительства. Сейчас, по прошествии времени, когда число церквей в Новосибирске уже превышает дореволюционное количество, неожиданно выяснилось, что чуть ли не половина из вновь созданных храмов построены по проектам одного человека архитектора Петра Чернобровцева. На счету Петра Александровича пять храмов и две часовни. Причём одна из часовен Никольская на Красном проспекте, постепенно отодвинув на второй план здание оперного театра, стала символом нашего города. Когда в 1994 году открывали только что выстроенную
Сравнение архитектора Чернобровцева с Шолоховым не случайно. В последнее время в архитектурных кулуарах
Конечно, любой значительный архитектурный проект выполняется рабочей группой, в состав которой входят специалисты разных профилей, но, тем не менее, независимо от того, кто рассчитывал систему вентиляции и канализации, автором проекта всегда является архитектор. Кстати, сам Пётр Александрович считает, что совершенно незаслуженно забыт его настоящий соавтор главный инженер проекта Владимир Ермишкин.
Руководство же новосибирской епархии по достоинству оценило вклад архитектора Чернобровцева в новосибирское храмостроительство и в этом году вручило ему церковную награду орден Сергия Радонежского третьей степени. Вроде бы радоваться нужно, но Пётр Александрович в некотором раздумье. Из писаний святых Отцов Церкви следует, что двойной награды за одно дело не бывает, и если ты получил за доброе дело награду на земле, то на небе тебе это уже не зачтётся. Вот и думай теперь, хорошо это или плохо церковная награда? Остаётся только спроектировать ещё один