Свой последний фильм Франсуа Озон считает «пломбиром в шоколаде»
Всего несколько дней назад Франсуа Озон («8 женщин», «Бассейн», «Капли дождя на раскаленных скалах») представил на Московском международном кинофестивале свой последний фильм «Ангел» (и произвел некоторый фурор) и вот фильм уже появился в прокате.
Костюмная мелодрама это, прямо скажем, не совсем то, чего можно было бы ожидать от культового артхаусного режиссера. Да еще целующаяся парочка на постере фильма один к одному обложка дамского романа. «Ангел», прямо скажем, и есть дамский роман.
Англия, начало прошлого века, юбки до щиколотки еще считаются «короткими», диккенсовская неспешность, гимназистки румяные спешат по свежевыпавшему снежку учиться, учиться и учиться. И только одна девочка (Ромола Гараи) приникла щекой к ограде богатого особняка с пышным названием «Paradise» (то есть «Рай») и мечтает, мечтает, мечтает
Это и есть главная героиня по имени Ангел Деверелл (в русском переводе Энджел) бедная, но (несомненно) прелестная, честолюбивая и взбалмошная девочка, одержимая страстью к писанине и уверенная, что вскоре станет знаменитой писательницей. И немедленно становится ей: несмотря на то, что первый роман хорошенькой школьницы изобилует нелепостями вроде шампанского, открываемого штопором.
Свои скверные, но душещипательные романы Энджел печет с такой скоростью, что на дистанции в пять лет легко могла бы обставить Донцову, Робски и Акунина вместе взятых. Ей, как и ее многочисленным фанаткам, все одно что Венеция, что Древняя Греция, лишь бы побольше страстей, а знание жизни ей заменяет богатое воображение. Да, собственно, жизнь как таковая ее интересует мало. Энджел в совершенстве овладела искусством, к которому так стремятся нынешние гламурные девочки: подменять реальность фантазией. Только жизнь свою она строит не по картинками из «Космо», а по законам того самого дамского романа: жизнь в «Раю», страстная любовь к непризнанному художнику (которого, конечно, потом назовут гением) и вложенные в его уста пламенные монологи, придуманная «тайна рождения», а в конце, разумеется, смерть от любви. А такие «мелочи», как война, можно не принимать во внимание. Или, в крайнем случае, воспринимать ее как соперницу
Фильм снят по книге Элизабет Тейлор, которая была написана 50 лет назад с реального прототипа, Мари Корелли, чуть ли не первой в истории литературы «модной писательницы». «Она была самой знаменитой романисткой в Англии начала XX века, любимой писательницей королевы Виктории, а сегодня абсолютно забыта, рассказывал режиссер на ММКФ. Ее современник Ван Гог совсем не был известен при жизни. А сегодня он один из самых знаменитых художников. Это тема относительности признания искусства и успеха художника, и это фильм в том числе о том, что более важно, что лучше для художника быть знаменитым при жизни или обрести известность после смерти».
Но на самом деле об этом можно и не думать. Философия «Ангела» достаточно ненавязчива так же, как и его сквозная сатиричность. Ее вполне можно не заметить. Озон, в принципе, мог бы из того же материала соорудить откровенную пародию на сентиментальные истории о неземной любви, бедных девочках, достигших успеха, и т.д. Но он не стал этого делать, честно сыграв по законам выбранного жанра, балансируя на грани иронии, но не переходя через нее.
Разве что Ромола Гараи местами поддаст неземного пафоса за что следует, впрочем, корить не ее, а Энджел (актриса, надо заметить, с блеском справляется с этой не самой легкой задачей и экзальтированная героиня получается у нее вполне живой и органичной). А харизматичного и чувственного и в то же время ироничного Майкла Фассбендера, который играет мужа Энджел, художника Эсме, критики уже успели окрестить «открытием фильма».
Плюс роскошные английские пейзажи на полутонах, коляски, роскошные платья, пух и перья Сам режиссер говорит о фильме так: «Это пломбир в шоколаде, разукрашенный яркими красками со множеством персонажей, с обилием сцен, открывающих диапазон эмоций и контрастов, переплетающихся в витиеватом узоре».
При этом английский пломбир француза Франсуа Озона кушается весьма неспешно в отличие от многочисленного американского
Начало сеансов в кинотеатре «Победа»