Валерий Арбатский: Новосибирск может и будет развиваться гармонично!

Столица Сибири настолько динамично, бурно развивается с первых дней своего рождения, как угловатый подросток-акселерат,до сих пор не имеет сложившейся «фигуры» и присущего только ему одному «взрослого лица». Что хорошего видят архитекторы в этом достаточно своевольном, темпераментном «отпрыске»?

Столица Сибири, наш родной Новосибирск, настолько динамично, бурно развивается с первых дней своего рождения на берегах Оби, что, как угловатый подросток-акселерат, до сих пор не имеет сложившейся, классической «фигуры» и характерного, присущего только ему одному, «взрослого лица». Что хорошего и обнадеживающего видят архитекторы, как родители, в этом достаточно своевольном, темпераментном «отпрыске»? Что пытаются они заложить, скорректировать, «узаконить» в главном документе — Генеральном плане развития Новосибирска, над которым сейчас работает большое число специалистов, чтобы наш общий ДОМ строился и развивался по-прежнему энергично, но обязательно — гармонично?

Фото Сергея ПЕРМИНА

Наш корреспондент встретился с главным архитектором Новосибирска Валерием Арбатским и попросил его поразмышлять над этими не очень простыми вопросами.

— С образным сравнением нашего города с подростком-акселератом в принципе согласен. Столь бурная динамика роста в сжатом по времени пространстве дает резкие контрасты. Новосибирск чрезвычайно быстро стал городом-миллионером. Можно сказать, нам повезло: потенциал, заложенный нашими предшественниками, приносит очевидные результаты. Город меняется на глазах. Это не столько метафора, сколько очевидный факт. Особенно разительные изменения произошли и продолжают происходить в центральной части Новосибирска. Практически снесены все ветхие строения, малоэтажная застройка. Город в прямом смысле слова растет вверх. И этот процесс активно продвигается в другие районы. Частные застройщики-инвесторы, учитывая дальнейшее еще более активное развитие города, обращают внимание на площадки, где размещается так называемый барачный фонд. Наиболее ярко это проявляется в Ленинском районе — на Тихвинском микрорайоне, в окрестностях площади Станиславского, где на месте неблагоустроенных, отживших свое домов возводятся высотные строения. Выигрывают от этого все: жители бывших бараков получают благоустроенное жилье, город — современный, динамичный облик. То есть сейчас город подошел к тому периоду развития, о котором когда-то мы только мечтали, обозначая градостроительную и социальную задачу — снос жилья, недостойного человека, строительство удобных, комфортных зданий, отвечающих самым разнообразным вкусам новосибирцев.

— Но не получится ли опять так называемая «точечная» застройка? Инвестор, получивший «добро» на «освоение» какой-то части города, будет возводить, исходя из собственных понятий красоты и целесообразности, да и финансовых возможностей тоже, свои сверкающие хоромы, не особенно оглядываясь на окружающий невеселый «пейзаж». Не будет ли в таком случае, пока Генплан не утвержден, не узаконен, нарушена градостроительная политика. И есть ли она, эта политика, в нашем городе?

— И политика есть, и, главное, ответственность и воля у руководителей города тоже. Такое сегодня не пройдет! Застройщик должен выходить на комплексную застройку, а не рассчитывать на отдельную «точку». Примером могут служить в какой-то степени такие жилмассивы, как Родники, ежегодно здесь строится около 100 тысяч квадратных метров жилья, Восточный… Целый ряд других площадок, которые выставляются на торги и аукционы в соответствии с рыночными требованиями…

— Но «расширю» вопрос: не получатся ли в таком случае пусть и более новые, но очередные «панелки»? Помните, была в центре города даже остановка транспорта «Панельная»?! Остановку переименовали, а пятиэтажки незабвенной 468-й серии остались и будут еще долгие годы «украшать» наш замечательный город.

Во-первых, есть и продолжает «работать» прежний Генплан, и над новым идет сейчас активнейшая работа. Есть, наконец, схема зонирования, которая определяет систему градостроительных регламентов. Существуют и правила, когда после аукциона победитель, застройщик или заказчик в данном случае, разрабатывает проект планировки этого района вместе со всеми нормативными, градостроительными требованиями. Далее этот проект обсуждается на градостроительном совете и проходит отнюдь не простую процедуру утверждения. Это совершенно контролируемый и управляемый со стороны города процесс. И сегодня, я думаю, Новосибирск вступил в такую фазу развития, когда выход на национальный проект имеет в виду не только «доступное», но и, подчеркиваю, «комфортное» жилье. То есть на государственном уровне заложен новый, более высокий и достойный человека критерий как планировочных решений, так и новый уровень жизни, в частности — новосибирцев. А это диктует и совершенно иные, более высокие и современные требования и к детальной планировке в частности, и к архитектурным решениям застройки города в целом!

Но, говоря о развитии архитектуры города, я бы хотел остановиться и на еще одной серьезнейшей проблеме — отставании в развитии транспортной инфраструктуры города. То есть если продолжить сравнение нашего города с акселератом-подростком, то получается, что он вполне успешно наращивает мышечную массу, строя здания и сооружения, а со «скелетом» — прокладкой современных коммуникаций, пока серьезно отстает. И сегодня наиболее очевидно, что дальнейшее развитие города будет самым теснейшим образом зависеть от того, как в ближайшее время будет развиваться транспортная инфраструктура. Необходимы новые магистрали, улицы городского, районного уровня. И в Генплане, я бы это хотел подчеркнуть особо, всем этим проблемам уделяется особое внимание.

Разработка Генплана практически завершена. Сейчас мы вступили в стадию его общественного обсуждения. Генплан рассмотрен во всех десяти районных администрациях города. Да, тендер на разработку Генплана выиграла проектная организация «СИАСК», но в Новосибирске сегодня нет единой мощной проектной организации, которая могла бы своими силами одна справиться со столь масштабной и ответственной работой. И поэтому к большой и почетной работе привлечены практически все самые лучшие и крупные специалисты, в том числе, конечно, те, кто участвовал в разработке прежней градостроительной документации. Некоторые из них не только архитекторы-планировщики, но и специалисты профильных направлений — по инженерным сетям, транспорту, где активное участие принимает Академия путей сообщения, архитекторы кафедры градостроительства Новосибирской академии архитектуры, целый ряд специалистов отдельных планировочных мастерских. То есть все творческие силы задействованы…

— Возвращаюсь к предыдущему вопросу: «Что заложено в Генплане, что горожане непременно воспримут с одобрением»?

— Ключевой проблемой или задачей номер один, как хотите, является, как я уже начал говорить, создание оптимальной транспортной схемы. Это касается всех горожан — и автомобилистов, и принципиальных пешеходов. От этого зависит ближайшее развитие Новосибирска. Предусмотрены создание целой системы скоростных дорог, объездных магистралей с внешней стороны города, система внутренних колец, строительство новых мостов, строительство более ста новых транспортных развязок… Колоссальные объемы и, соответственно, затраты средств…

Вслед за решением транспортной проблемы, точнее, параллельно с ней, закладываются и основы, принципы реконструкции так называемых «панелок». Наступила их очередь вслед за ветхим жильем. Затем, не откладывая в долгий ящик, надо браться за размещение таких муниципальных объектов, как детские сады, школы, объекты здраво-охранения… Национальные проекты должны не только декларироваться, но и подкрепляться материальными предпосылками. Строительство спортивных сооружений, обязательное сохранение и, по возможности, приумножение городских лесов, озеленение парковых зон… То есть, как и должно быть, город для людей, а не наоборот…

— А «лица необщим выраженьем» Новосибирск отличаться будет?

— Оно у него и сегодня есть вполне «приличное», узнаваемое, спасибо, как говорится, отцам-основателям. Но, естественно, и в новом Генплане предусмотрено немало оригинальных решений. В чем суть концепции развития Новосибирска? Во-первых, не столько продолжится, сколько заново переосмысливается формирование естественной оси города вдоль нашей главной реки — Оби, одной из крупнейших рек России. На всем протяжении Оби в черте города предусматривается создание набережных, раскрытие застройки к реке, создание пешеходных связей с ней, подходов к реке… Соответственно, предусмотрен и вынос из прибрежных зон всех непрофильных объектов. К кромке реки должны выйти значительные в градостроительном, архитектурном отношении престижные объекты — крупные спортивные комплексы, общественно значимые здания и объекты зрелищного, выставочного характера и в то же время — рекрационного назначения…

Мы должны создать образ города, соответствующий могучей сибирской реке. Если говорят, что Петербург — город на Неве, то и Новосибирск на Оби — тоже звучит неплохо.

Но это лишь один из «штрихов» формирования архитектурной композиции города. Вторая характерная особенность. Когда мы говорили о системе скоростных магистралей, то упоминали и о системе мостов, которые и соединят эти магистрали в своеобразные транспортные кольца вокруг Новосибирска. На въездах в город, на пересечении с этими кольцами Генпланом предусмотрены крупномасштабные комплексы, призванные придать городу масштаб, воздействовать на восприятие гостей Новосибирска как мощного мегаполиса. В комплексы должны войти автовокзалы, гостиницы, офисные здания, торговые, развлекательные сооружения и так далее.

Ну и, наконец, Генпланом предусмотрено и бережное отношение, сохранение культурного наследия, памятников архитектуры, ценнейшего нашего ядра, которое также должно раздвинуть свои границы. По Генплану общегородской центр расширяет свои границы в сторону Октябрьского района, дополняется левобережьем. Такие «микрорайоны», как Затон, Лесоперевалка, территория от Облбольницы до Бугринской рощи также получат новое свое развитие, благоустроятся… Что касается Красного проспекта, то он тоже прибавит в «росте», устремится в сторону Пашино, дойдет до Родников и далее. Улица Кирова, транспортная параллель Оби, пойдет до Выборной и дальше — до Ключ-Камышенского плато… Это тоже будет парадная, но и рабочая городская магистраль. Немало интересного предусмотрено и в левобережье. Все эти решения составят каркас композиции застройки города.

— А вынос производственных площадок, притом достаточно ли строительных мощностей, чтобы вести все намеченные преобразования?

— Это серьезная проблема! И, естественно, в Генплане заложено ее решение. Стройиндустрия, конечно же, должна получить соответствующее решение. Уже сегодня строители испытывают затруднения — значительную часть материалов и оборудования приходится завозить из соседних и, порой, неблизких регионов. Нынешним требованиям база стройиндустрии не соответствует. Тем более, если иметь в виду такие масштабные задачи, которые заложены Генпланом. Поэтому предусмотрены новые промышленные зоны, где предполагается развитие. С одной стороны, наукоемкие, высокотехнологичные производства, с другой стороны — объекты стройиндустрии.

Когда-то поэт видел город-сад. И я опять к тому же — будет ли удобно и комфортно жить в новом городе новосибирцам?

— Частично я уже, по-моему, ответил на этот небезразличный для большинства горожан вопрос. Разумеется! Есть стратегический план устойчивого развития Новосибирска. Он обсужден и принят всем городским сообществом, горсоветом в том числе. В нем генеральная стратегическая задача — улучшение качества жизни в городе, увеличение жизненного потенциала, создание самых благоприятных условий для проживания горожан. И в новом Генеральном плане закладывается порядок, очередность реализации этой задачи — «Город — для людей!».

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать