Столица Сибири, наш родной Новосибирск, настолько динамично, бурно развивается с первых дней своего рождения на берегах Оби, что, как угловатый подросток-акселерат, до сих пор не имеет сложившейся, классической «фигуры» и характерного, присущего только ему одному, «взрослого лица». Что хорошего и обнадеживающего видят архитекторы, как родители, в этом достаточно своевольном, темпераментном «отпрыске»? Что пытаются они заложить, скорректировать, «узаконить» в главном документе Генеральном плане развития Новосибирска, над которым сейчас работает большое число специалистов, чтобы наш общий ДОМ строился и развивался по-прежнему энергично, но обязательно гармонично?
Фото Сергея ПЕРМИНА
Наш корреспондент встретился с главным архитектором Новосибирска Валерием Арбатским и попросил его поразмышлять над этими не очень простыми вопросами.
С образным сравнением нашего города с подростком-акселератом в принципе согласен. Столь бурная динамика роста в сжатом по времени пространстве дает резкие контрасты. Новосибирск чрезвычайно быстро стал городом-миллионером. Можно сказать, нам повезло: потенциал, заложенный нашими предшественниками, приносит очевидные результаты. Город меняется на глазах. Это не столько метафора, сколько очевидный факт. Особенно разительные изменения произошли и продолжают происходить в центральной части Новосибирска. Практически снесены все ветхие строения, малоэтажная застройка. Город в прямом смысле слова растет вверх. И этот процесс активно продвигается в другие районы. Частные застройщики-инвесторы, учитывая дальнейшее еще более активное развитие города, обращают внимание на площадки, где размещается так называемый барачный фонд. Наиболее ярко это проявляется в Ленинском районе на Тихвинском микрорайоне, в окрестностях площади Станиславского, где на месте неблагоустроенных, отживших свое домов возводятся высотные строения. Выигрывают от этого все: жители бывших бараков получают благоустроенное жилье, город современный, динамичный облик. То есть сейчас город подошел к тому периоду развития, о котором когда-то мы только мечтали, обозначая градостроительную и социальную задачу снос жилья, недостойного человека, строительство удобных, комфортных зданий, отвечающих самым разнообразным вкусам новосибирцев.
Но не получится ли опять так называемая «точечная» застройка? Инвестор, получивший «добро» на «освоение» какой-то части города, будет возводить, исходя из собственных понятий красоты и целесообразности, да и финансовых возможностей тоже, свои сверкающие хоромы, не особенно оглядываясь на окружающий невеселый «пейзаж». Не будет ли в таком случае, пока Генплан не утвержден, не узаконен, нарушена градостроительная политика. И есть ли она, эта политика, в нашем городе?
И политика есть, и, главное, ответственность и воля у руководителей города тоже. Такое сегодня не пройдет! Застройщик должен выходить на комплексную застройку, а не рассчитывать на отдельную «точку». Примером могут служить в какой-то степени такие жилмассивы, как Родники, ежегодно здесь строится около 100 тысяч квадратных метров жилья, Восточный
Целый ряд других площадок, которые выставляются на торги и аукционы в соответствии с рыночными требованиями
Но «расширю» вопрос: не получатся ли в таком случае пусть и более новые, но очередные «панелки»? Помните, была в центре города даже остановка транспорта «Панельная»?! Остановку переименовали, а пятиэтажки незабвенной 468-й серии остались и будут еще долгие годы «украшать» наш замечательный город.
Во-первых, есть и продолжает «работать» прежний Генплан, и над новым идет сейчас активнейшая работа. Есть, наконец, схема зонирования, которая определяет систему градостроительных регламентов. Существуют и правила, когда после аукциона победитель, застройщик или заказчик в данном случае, разрабатывает проект планировки этого района вместе со всеми нормативными, градостроительными требованиями. Далее этот проект обсуждается на градостроительном совете и проходит отнюдь не простую процедуру утверждения. Это совершенно контролируемый и управляемый со стороны города процесс. И сегодня, я думаю, Новосибирск вступил в такую фазу развития, когда выход на национальный проект имеет в виду не только «доступное», но и, подчеркиваю, «комфортное» жилье. То есть на государственном уровне заложен новый, более высокий и достойный человека критерий как планировочных решений, так и новый уровень жизни, в частности новосибирцев. А это диктует и совершенно иные, более высокие и современные требования и к детальной планировке в частности, и к архитектурным решениям застройки города в целом!
Но, говоря о развитии архитектуры города, я бы хотел остановиться и на еще одной серьезнейшей проблеме отставании в развитии транспортной инфраструктуры города. То есть если продолжить сравнение нашего города с акселератом-подростком, то получается, что он вполне успешно наращивает мышечную массу, строя здания и сооружения, а со «скелетом» прокладкой современных коммуникаций, пока серьезно отстает. И сегодня наиболее очевидно, что дальнейшее развитие города будет самым теснейшим образом зависеть от того, как в ближайшее время будет развиваться транспортная инфраструктура. Необходимы новые магистрали, улицы городского, районного уровня. И в Генплане, я бы это хотел подчеркнуть особо, всем этим проблемам уделяется особое внимание.
Разработка Генплана практически завершена. Сейчас мы вступили в стадию его общественного обсуждения. Генплан рассмотрен во всех десяти районных администрациях города. Да, тендер на разработку Генплана выиграла проектная организация «СИАСК», но в Новосибирске сегодня нет единой мощной проектной организации, которая могла бы своими силами одна справиться со столь масштабной и ответственной работой. И поэтому к большой и почетной работе привлечены практически все самые лучшие и крупные специалисты, в том числе, конечно, те, кто участвовал в разработке прежней градостроительной документации. Некоторые из них не только архитекторы-планировщики, но и специалисты профильных направлений по инженерным сетям, транспорту, где активное участие принимает Академия путей сообщения, архитекторы кафедры градостроительства Новосибирской академии архитектуры, целый ряд специалистов отдельных планировочных мастерских. То есть все творческие силы задействованы
Возвращаюсь к предыдущему вопросу: «Что заложено в Генплане, что горожане непременно воспримут с одобрением»?
Ключевой проблемой или задачей номер один, как хотите, является, как я уже начал говорить, создание оптимальной транспортной схемы. Это касается всех горожан и автомобилистов, и принципиальных пешеходов. От этого зависит ближайшее развитие Новосибирска. Предусмотрены создание целой системы скоростных дорог, объездных магистралей с внешней стороны города, система внутренних колец, строительство новых мостов, строительство более ста новых транспортных развязок
Колоссальные объемы и, соответственно, затраты средств
Вслед за решением транспортной проблемы, точнее, параллельно с ней, закладываются и основы, принципы реконструкции так называемых «панелок». Наступила их очередь вслед за ветхим жильем. Затем, не откладывая в долгий ящик, надо браться за размещение таких муниципальных объектов, как детские сады, школы, объекты здраво-охранения
Национальные проекты должны не только декларироваться, но и подкрепляться материальными предпосылками. Строительство спортивных сооружений, обязательное сохранение и, по возможности, приумножение городских лесов, озеленение парковых зон
То есть, как и должно быть, город для людей, а не наоборот
А «лица необщим выраженьем» Новосибирск отличаться будет?
Оно у него и сегодня есть вполне «приличное», узнаваемое, спасибо, как говорится, отцам-основателям. Но, естественно, и в новом Генплане предусмотрено немало оригинальных решений. В чем суть концепции развития Новосибирска? Во-первых, не столько продолжится, сколько заново переосмысливается формирование естественной оси города вдоль нашей главной реки Оби, одной из крупнейших рек России. На всем протяжении Оби в черте города предусматривается создание набережных, раскрытие застройки к реке, создание пешеходных связей с ней, подходов к реке
Соответственно, предусмотрен и вынос из прибрежных зон всех непрофильных объектов. К кромке реки должны выйти значительные в градостроительном, архитектурном отношении престижные объекты крупные спортивные комплексы, общественно значимые здания и объекты зрелищного, выставочного характера и в то же время рекрационного назначения
Мы должны создать образ города, соответствующий могучей сибирской реке. Если говорят, что Петербург город на Неве, то и Новосибирск на Оби тоже звучит неплохо.
Но это лишь один из «штрихов» формирования архитектурной композиции города. Вторая характерная особенность. Когда мы говорили о системе скоростных магистралей, то упоминали и о системе мостов, которые и соединят эти магистрали в своеобразные транспортные кольца вокруг Новосибирска. На въездах в город, на пересечении с этими кольцами Генпланом предусмотрены крупномасштабные комплексы, призванные придать городу масштаб, воздействовать на восприятие гостей Новосибирска как мощного мегаполиса. В комплексы должны войти автовокзалы, гостиницы, офисные здания, торговые, развлекательные сооружения и так далее.
Ну и, наконец, Генпланом предусмотрено и бережное отношение, сохранение культурного наследия, памятников архитектуры, ценнейшего нашего ядра, которое также должно раздвинуть свои границы. По Генплану общегородской центр расширяет свои границы в сторону Октябрьского района, дополняется левобережьем. Такие «микрорайоны», как Затон, Лесоперевалка, территория от Облбольницы до Бугринской рощи также получат новое свое развитие, благоустроятся
Что касается Красного проспекта, то он тоже прибавит в «росте», устремится в сторону Пашино, дойдет до Родников и далее. Улица Кирова, транспортная параллель Оби, пойдет до Выборной и дальше до Ключ-Камышенского плато
Это тоже будет парадная, но и рабочая городская магистраль. Немало интересного предусмотрено и в левобережье. Все эти решения составят каркас композиции застройки города.
А вынос производственных площадок, притом достаточно ли строительных мощностей, чтобы вести все намеченные преобразования?
Это серьезная проблема! И, естественно, в Генплане заложено ее решение. Стройиндустрия, конечно же, должна получить соответствующее решение. Уже сегодня строители испытывают затруднения значительную часть материалов и оборудования приходится завозить из соседних и, порой, неблизких регионов. Нынешним требованиям база стройиндустрии не соответствует. Тем более, если иметь в виду такие масштабные задачи, которые заложены Генпланом. Поэтому предусмотрены новые промышленные зоны, где предполагается развитие. С одной стороны, наукоемкие, высокотехнологичные производства, с другой стороны объекты стройиндустрии.
Когда-то поэт видел город-сад. И я опять к тому же будет ли удобно и комфортно жить в новом городе новосибирцам?
Частично я уже, по-моему, ответил на этот небезразличный для большинства горожан вопрос. Разумеется! Есть стратегический план устойчивого развития Новосибирска. Он обсужден и принят всем городским сообществом, горсоветом в том числе. В нем генеральная стратегическая задача улучшение качества жизни в городе, увеличение жизненного потенциала, создание самых благоприятных условий для проживания горожан. И в новом Генеральном плане закладывается порядок, очередность реализации этой задачи «Город для людей!».