Богородица за Сталина молиться не велит

«Тайное православие» Сталина основывают исключительно на том повороте политики партии и советского правительства по отношению к Церкви, который произошёл в 1943 году. Никаких свидетельств молитвенного или покаянного обращения Сталина к Богу почему-тоне сохранилось.

Был ли «отец всех народов» тайным православным?

Нимб святости этому человеку будет явно не к лицу

На прошлой неделе 22 июня в нашей стране отмечался День памяти и скорби. У воинских мемориалов прошли траурные митинги, в храмах были отслужены панихиды. 9 мая и 22 июня — редкие дни, которые особо отмечаются и светскими властями, и Церковью. День же Победы даже включён в церковный календарь как один из дней особого поминовения усопших, хотя некоторые считают, что логичнее таким днём нужно было выбрать 22 июня. Именно эта дата «вероломного нападения на Советский Союз гитлеровской Германии» положила начало отсчёту неслыханных жертв.

В последние годы всё чаще становятся достоянием общественности исследования военных историков о преступно безалаберном отношении советского руководства, в частности Иосифа Сталина, к разведсообщениям о готовящемся нападении. Мало того, в предвоенные годы всепожирающий Молох добрался до комсостава Советской армии. Так что немудрено, что Красная армия была захвачена врасплох, что привело к неслыханным и зачастую неоправданным жертвам. Неблаговидная роль «отца всех народов» в этом очевидна. Но, как выясняется, очевидна не для всех. Подтверждение тому — показ сериала «Сталин лайф» на популярном телеканале и неоднократные публичные заявления некоторых шибко патриотичных писателей, участвующих во всевозможных радио- и теледебатах, о том, что, дескать, Сталин всегда был втайне православным, а в церковных кругах есть сторонники его канонизации.

Подогревает подобные рассуждения широко тиражируемое в церковной среде повествование о том, как в начале войны до Сталина дошло пророчество митрополита Гор ливанских Илии с предупреждением, что СССР победит лишь в том случае, если по всей стране откроются православные храмы и из лагерей будет отпущено священство. И что, дескать, покаялся Сталин в своих грехах, исполнил требования далёкого митрополита, и вскоре под Москвой немцы были биты. При этом разница почти в два года между битвой под Москвой и началом открытия храмов, как ни странно, никого не смущает. По поводу этого современного апокрифа наша газета уже писала («ВН» от 2.06.05). Нареканий по поводу публикации автор получил предостаточно, но конструктивно возражения ни одного. Самый главный аргумент сторонников этого псевдоправославного рассказика заключается в том, что митрополит Илия после войны приезжал в Москву и даже получил от Сталина награду. Но если привести полный список зарубежных иерархов, приезжавших в Москву после войны, когда Сталин был одержим идеей влиять на мировую политику посредством Церкви, то всё встаёт на свои места. Таких визитов было немало, вплоть до начала нового витка гонений на Церковь.

К теме Сталина и его роли в жизни Церкви нередко обращается и православная периодика, причём идеи в публикациях высказываются прямо противоположные. Радует, что здравомыслящие авторы всё-таки преобладают. Приведём выдержку из статьи «Воскрешение Сталина?» из газеты «Радонеж», написанную священником Андреем Спиридоновым в ответ на активно муссируемые слухи о тайном православии Иосифа Сталина и его возможной канонизации.

«Прежде всего, заметим, что «тайное православие» Сталина основывают исключительно на том повороте политики партии и советского правительства по отношению к Церкви, который произошёл в 1943 году и позволил открыть ряд храмов, пару монастырей, семинарию и соборно утвердить за митрополитом Сергием Страгородским патриаршие полномочия. Причём по всему, поворот этот со стороны советской власти имел конъюнктурный характер в связи с народным патриотическим подъёмом, а не в связи с личным покаянием товарища Сталина и уж, тем более, не в связи с изменением советской идеологии с атеистической на христианскую. Заметим также, что произошло это уже в 1943 году, а вовсе не в 41-м, когда, казалось бы, и надо было бы, спасая собственную шкуру, скорее каяться пред Богом. Однако никаких свидетельств молитвенного или покаянного обращения Сталина к Богу почему-то не сохранилось.

Излишне говорить о том, что истинное покаяние или обращение тирана такого масштаба должно было бы иметь куда более серьёзные следствия, чем временные повороты во внутренней политике. Какова же была изначальная политика Сталина по отношению к Церкви, можно заключить из так называемых предвоенных безбожных пятилеток, когда в сороковом году на свободе оставалось всего четыре правящих епископа и на территории России — менее сотни действующих храмов. То есть фактически речь шла о полном уничтожении Церкви, чему, как видно, помешал Сам Бог через попущенную Великую Отечественную войну… Так что сторонники канонизации Сталина основываются на каких-то уж совсем фантастических допущениях. С таким же успехом можно предлагать канонизировать Царя Ирода под предлогом его тайного и хорошо скрываемого благочестия…

В заключение заметим, что столь явное стремление обелить и возвысить Иосифа Джугашвили есть стремление к переписыванию собственной истории, что является одним из приёмов манипуляции сознанием. Кто читал известную антиутопию Джорджа Оруэлла «1984», может вспомнить, что главный герой этого романа трудится в так называемом Министерстве Правды, где ежедневно занимается тем, что перелицовывает фактическую информацию в тех или иных печатных изданиях прошлого, подгоняя её под те идеи, которые в этот день угодны Большому Брату. Таким образом, стремлению переделать прошлое есть один из признаков тоталитаризма настоящего. Сторонникам же идеи того, что Сталин был носителем некой высшей государственной целесообразности, стоит внимательно почитать расстрельные списки того же Бутовского полигона. Там можно найти представителей всех классов и сословий — епископов, священников, монахов, мирян, простых крестьян и рабочих — все они были помехой товарищу Сталину что в осуществлении великого коммунистического эксперимента, что в укреплении личной власти. А что касается идеи канонизации, то, как говорится, «за царя Ирода Богородица молиться не велит«».

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать