«Кино — это не только дорожка в Каннах…»

Говорить о фестивале «Встречи в Сибири», который по традиции состоится в сентябре, как будто еще рановато. А, впрочем, отчего же? Подготовка к фестивалю давно идет: фильмы-участникипрактически отобраны, примерные списки гостей составлены.

Элла Давлетшина о фестивале «Встречи в Сибири», бренде «новосибирское кино» и своём будущем фильме

Говорить о фестивале, который по традиции состоится в сентябре, как будто еще рановато. А, впрочем, отчего же? Подготовка к фестивалю давно идет: фильмы-участники практически отобраны, примерные списки гостей составлены. Наметилась даже своего рода сенсация — ожидается приезд на фестиваль знаменитого голливудского монтажера, удостоенного Оскара за фильм «Весь этот джаз», Алана Хейма. (Об этом, впрочем, пока шепотом и стуча по дереву, чтобы не сглазить).

Фестиваль будет десятым по счету, однако каких-то особо пафосных мероприятий не намечается. Приоритеты все те же — хорошее документальное кино. «Документальное кино — это мир, где можно увидеть все, — говорит кинорежиссер Элла Давлетшина, президент фестиваля. — Это представление о том, что кино — не только дорожка в Каннах. Во времена глобальных коммуникаций необязательно выезжать, но необходимо чувствовать себя человеком свободным и частью международного сообщества».

Большое внимание по традиции будет уделяться молодежной аудитории.

Молодежь, кстати, не только с удовольствием тусуется на фестивале, но и представляет свои работы…

— На одном из фестивалей у вас демонстрировался вполне профессионально сделанный фильм новосибирской студентки Ани Тарховой «Синема в Сибири» о самых первых кинотеатрах Новониколаевска. Часто ли вообще новосибирские ребята приносят вам свои фильмы? И будет ли что-нибудь подобное на этом фестивале?

— Аня Тархова — студентка факультета журналистики НГУ, — рассказывает Давлетшина. — Это был ее дипломный фильм. Они сама пришла к нам со своей идеей: выяснила, как пишется сценарий фильма, как подбирается музыка, в игровые эпизоды пригласила своих друзей. Фильм получил грант от Министерства культуры и кинематографии, был успешно снят и имел успех на нашем фестивале. У Ани теперь успешно складывается карьера — она работает в Москве. А другая наша Аня, участница одной из наших международных программ, Аня Забоева вообще осталась в Будапеште, работает на русском телевидении. Эти дети — тоже эффект нашего фестиваля, который задуман не просто «пришел, показал, ушел», а имеет своей целью привлечь людей, желающих что-то делать в этой области…

Что касается того, часто ли новосибирские ребята приносят свои фильмы, то тут надо разделить некоторые вещи. Ниша нашего фестиваля — профессиональное кино. Фильмы мы отбираем на международных фестивалях. И, хотя у нас нет конкурса лучшего фильма (есть конкурс лучшего оператора и лучшего кадра), отбор этот производится очень тщательно. То, что приносят новосибирские ребята, — это любительщина. Хороших фильмов нет.

— Не кажется ли вам, что при новых технических возможностях — цифровой технике, компьютерах — кино сегодня может снять практически любой?

— Все мэтры новосибирской школы документального кино, режиссеры и кинооператоры, в большинстве своем выпускники ВГИКа, настоящие профессионалы. Все они работали с пленкой, и это очень дисциплинировало. Теперь пришло новое поколение. Не так давно с удовольствием посмотрела юбилейное интервью с Юрием Шевчуком, где он говорил, что «попса наступает». Если у тебя в руках видео и компьютер, это еще не значит, что ты режиссер или монтажер. Профессиональных видеомонтажеров в Новосибирске, которым можно доверить материал, — три-четыре, не более. И наш фестиваль берет на себя смелость представлять лучшие образцы документального кино, в том числе и как материал для обучения языку документального кино. Ведь, по сути дела, где учились писатели, когда не было литинститута? По тем же образцам — читая хорошие книги и понимая, как они созданы.

— Вы сами приступили к съемкам нового фильма. О чем будет фильм?

— Герой фильма живет в Новосибирске. Зовут его Леонид Зотов — он автор ряда новосибирских фонтанов. В этом году построит фонтан около ГПНТБ. Это мой давний герой. Я его начала снимать, когда он только собирался построить фонтан у реки. Меня интересует Зотов как человек, которому удалось изменить менталитет города. Его фонтан у реки, согласитесь, стал местом знаковым. Даже осенью, когда его уже увозят на зиму, свадебные кортежи на это место все продолжают и продолжают приезжать…

Я всегда говорю, что у нашего кинематографа существует проблема героя. Мы и при выборе фильмов на фестиваль руководствуемся этим принципом. Очень легко показать, что человек — животное. И очень трудно показать человека, как сохраняющего свое достоинство. И показать не скучно, не морализаторски.

— Если на ваш фестиваль действительно приедет Алан Хейм, то это станет большим событием для города. Насколько это реально?

— По крайней мере, я получила от него письмо с принципиальным согласием приехать в сентябре. В рамках фестиваля будет демонстрироваться фильм «На острие прогресса: магия монтажа кино», где Хейм выступает продюсером и режиссером. Там, кстати, есть топ-лист голливудских монтажеров, где они рассказывают, как учились у русских мастеров. Это должно стать своего рода противоядием для людей, которые считают, что все лучшее в Голливуде, и слизывают оттуда далеко не самые лучшие образцы. Фильм, я думаю, будет полезен и с точки зрения окна в голливудские тайны, и с точки зрения профессионального понимания того, о чем мы с вами говорили…

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать