Первым старостой Новониколаевского посёлка был простой крестьянин
Весной 1893 года началось строительство моста через реку Обь. Число строителей быстро увеличивалось. Люди прибывали со всех концов России и селились среди соснового бора в устье речки Каменки. Здесь была первая базарная площадь, где по субботам и воскресеньям шла значительная торговля, сюда потянулись купцы с разными товарами.
Общий вид посёлка Новониколаевский в конце XIX века Фото из фотоальбома |
20 июля 1894 года, отслужив торжественный молебен, строители заложили первый камень. От первых лавочек начался первый ряд домов будущего главного проспекта города. Не только квалифицированные рабочие и специалисты, но и занятые на тяжелых физических работах получали зарплату, нередко превышающую
По тогдашним порядкам деньги выдавали за неделю по субботам. Видимо, по этому поводу и пели тогда: «Брось ты, Ванька, водку пить! Пойдем на работу! Будем деньги получать каждую субботу».
После получения денег за тяжелый труд отдых не мыслился без водки. Процветали пьянство, драки, грабежи, картежные игры и нередко убийства. Однако общественность образовавшегося поселка не была равнодушной к состоянию нравственности жителей.
Представители интеллигенции, такие как строители моста инженеры Т. М. Будагов, Н. М. Тихомиров, владелец первого книжного магазина Н. П. Литвинов, первый учитель Н. В. Козлов и многие другие, ставили заслон нарушителям порядка. Священнослужители читали проповеди о миролюбии и любви к ближнему. Появились первые школы, народный театр, библиотеки с читальными залами. В том числе в Закаменке, где преимущественно и были дома ночного разгула, здесь, по свидетельству газеты «Томский листок», к культурным мероприятиям привлекалось в день от 100 до 250 человек.
По официальным данным, в 1894 году в поселке значилось зарегистрированного (оседлого) населения не много: купцов с гильдийскими свидетельствами 60, мещан 145, крестьян 921, дворян три.
Прибывающая армия рабочих, дельцов различного профиля, подрядчиков и прочих увеличивала эту массу. Разношерстное образовавшееся население не тяготело к поселку с его весьма примитивной, неблагоустроенной жизнью. Все они не были объединены никакой формой управления ни мещанской, ни крестьянской. Такая неорганизованность давала чувствовать себя на каждом шагу.
Между тем жизнь требовала организации поселковой общественной самоохраны. Преступления вызывали необходимость иметь свой арестный дом. А пока что преступников отправляли за реку Обь в Бугринскую каталажную камеру, которая всегда была переполнена. Прокуратура Томского окружного суда била тревогу: преступность угрожающе росла. Было ясно, что нужна организованная форма управления, но малоподвижный государственный и губернский аппарат не спешил с этим.
Тогда жители поселка сами взялись за это дело. Первый поселковый сход собрался 3 декабря 1895 года. Это собрание, с точки зрения самодержавия, имело все признаки преступного скопления народа. Тем не менее вече нашего города просуществовало до 18 марта 1907 года. На сходе решили: ходатайствовать о преобразовании поселка в посад или город. Ходатайство подписали 1076 жителей. Избранные уполномоченные схода мещанин И. Г. Шапкин, купец П. Т. Яренский, крестьянин Н. Н. Попов тотчас вручили документ начальнику губернии, а в мае 1896 года начальнику Алтайского округа генералу Болдыреву. Начальнику Алтайского округа крайне желательно было снять с себя заботу об опеке над беспокойным детищем, выросшим на земле его ведомства. И потому он был благожелателен к преобразованию поселка в город, чтобы таким образом передать его в систему губернского управления.
18 мая 1896 года вступил на престол новый император Николай II. На третий день празднований по случаю коронации монарха в поселке вспыхнул бунт. Группа жителей разбила палатки, установленные для угощения народа, разгромила винный погреб, перепилась. Толпа трезвых подавила бунт самосудом. Жестоко побитые бунтовщики были арестованы и отправлены в вышеупомянутую каталажку, двое из арестованных по пути померли.
12 августа 1896 года было многолюдное собрание (свыше полутора тысяч человек). На него прибыл томский исправник Попов. Он открыл собрание и предложил из сферы жителей поселка избрать старосту. Собрание было шумным, беспорядочным. Исправник предложил в старосты купца Яренского и домовладельца Попова. Они были известными и популярными деятелями, но поддержка их полицейским чиновником не понравилась избирателям. Собрание избрало старостой крестьянина Бердской волости Илью Григорьевича Титлянова, а в помощники его Дмитрия Васильевича Налимова, крестьянина Сузунской волости, работавшего на строительстве моста.
Постановление, или, как в то время говорилось, приговор, подписали 667 человек доверенных собрания. Для реализации на первых порах крайне необходимых мер потребовались средства, и староста обложил налогом своих избирателей: с каждой усадьбы по одному рублю и 30 копеек в фонд постройки общественного здания ледника для хранения подобранных трупов (результаты разгула и поножовщины). Но быстро растущие потребности управления не были покрыты этим скромным сбором требовалось его повторить с увеличением суммы до трех рублей со всех проживающих, хотя и не имеющих арендованных участков земли. Это пришлось не по вкусу тем, кто не имел земельной оседлости, и затронуло многих влиятельных чиновников, кроме того, Титлянов выступал в роли судьи поселка и записывал в особую книгу штрафов (до одного рубля) виновных.
Наконец он рискнул создать финансовую базу управления поселком на «пьяном бюджете», то есть открыл «мирские кабаки». Но монопольное водочное право было предоставлено винозаводчику и виноторговцу Алюнину. Нарушить это право старосте Титлянову было не под силу. Назревало столкновение интересов старосты и начальства Алтайского округа на этой «пьяной» почве. Титлянова по вопросу «мирских кабаков» собрание жителей поддерживало, и он с прошением в руках явился к томскому губернатору Тобизену. Губернатор дал согласие на прошение, после чего Титлянов приехал в Барнаул к начальнику Алтайского округа. Узнав о цели визита, генерал раскричался:
Кто смеет на земле Кабинета Его Величества строить кабаки?!
В результате этого переполоха 13 декабря 1897 года должность поселкового старосты была упразднена, а он сам предан суду «за самовольное присвоение власти». Полицейский чиновник Ржевский изъял знак старосты и печать. Этим завершилось время первого избранника поселка, и с ним разнословные
На этом закончилось «всенародное вече» в смутное время города