«Вы знаете, что для них самое важное? Чувствовать себя нужными не только в семье, понимаете?» Взволнованная тирада матери
Кем они хотят стать, к чему душа лежит, какой профессией овладеть, как им помочь определиться Об этом говорили участники «круглого стола», организованного Центром конфликтологии и исследований социальных проблем, кафедрой социальной работы НГТУ и общественной организацией «Институт социальных технологий». «Они не должны и большинство не хотят быть иждивенцами, многие готовы учиться». «Инвалид тоже может быть профессионалом!» «Модель профориентации должна стать интеграцией детей в общество, а не их резервацией». «Очень важно суметь рано выявить их наклонности к компьютеру ли, к художественному творчеству, к экономике, юриспруденции. А профориентация у нас построена хуже некуда, надо предлагать детям те профессии, которыми они смогут овладеть, и те, которые они хотят». «Нужно опрашивать не только детей, но и их родителей». Именно этому посвящен проект «Образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья» при финансовой поддержке совета по международным исследованиям и обменам «Айрекс». Начинается первое исследование, посвященное профессиональному самоопределению инвалидов. По области будет проведен опрос 1200 подростков в возрасте от 14 до 18 лет.
Это лишь одно направление, которое ведет коллектив кафедры социальной работы Технического университета. Здесь учатся в том числе и те самые ребята с ограниченными возможностями. И делают успехи. Автору этих строк рассказали про выпускника, который подготовил проект по виртуальной технологии обучения и адаптации
Социальный работник что за профессия? Не секрет, что при этих словах возникает в воображении немолодая женщина, нагруженная сумками. Носит продукты одиноким старикам, моет у них полы, стирает Да, так. Но уже подрастает смена совсем других специалистов. Раньше всех, восемь лет назад, их стали готовить в НГТУ, было три выпуска, на подходе четвертый.
Как мы знаем, социальное обслуживание у нас государственное. Но есть и иная форма: через посредников негосударственные организации. Они выигрывают конкурсы, получают социальный заказ. Такая система называется субсидиарной. Мы к этому не привыкли. А вот в Америке государственных учреждений нет вообще. Частично это государственная программа, частично социальные проекты. Сейчас социальные службы появляются и у нас в фирмах, на предприятиях. Бизнес на новом уровне развития становится социально ответственным. И сюда нужны специалисты. Вспоминается подзабытый человеческий фактор.
У нас обучение дается блоками: социологический, экономический, психологический и правовой. Мы обучаем их писать проекты, причем под заказ, вполне реальные. И выпускники выходят универсалами по работе с людьми. Трудятся, и успешно, например, в психофизиологической лаборатории очень крупной областной организации, говорит заведующая кафедрой социальной работы НГТУ профессор Людмила Осьмук. Наши ребята пытались работать в государственных учреждениях, но проблема в том, что их там не очень принимают. Более успешны те, кто уезжает из Новосибирска в провинцию, где сложно с кадрами. Наши выпускники востребованы там, где идет работа с людьми с клиентами, с персоналом. Где надо уметь налаживать контакты, решать проблемы людей, где нужна переговорная практика. Они работают в центре социальной работы с бомжами, в центре помощи