Специалисты по контактам

Люди с ограниченными возможностями не хотят быть иждивенцами. Недавний сюжет по телевизору потряс: со всей России собрались юные музыканты — на колясках, с костыльками — и в зале Московской консерватории вдохновенно сыграли Моцарта. Они среди нас, но почему-тов других странах на них не смотрят с обидной жалостью, а принимают как равных…

…«Вы знаете, что для них самое важное? Чувствовать себя нужными не только в семье, понимаете?» Взволнованная тирада матери юноши-инвалида понятна. Как-то так с давних пор сложилось, что наши молодые соотечественники с проблемами в здоровье оказались словно отрезанными от жизни. Недавний сюжет по телевизору потряс: со всей России собрались юные музыканты — на колясках, с костыльками — и в зале Московской консерватории большим оркестром в сотню скрипок, виолончелей вдохновенно сыграли Моцарта. Они среди нас, но почему-то в других странах на них не смотрят с обидной жалостью, а принимают как равных…

Кем они хотят стать, к чему душа лежит, какой профессией овладеть, как им помочь определиться… Об этом говорили участники «круглого стола», организованного Центром конфликтологии и исследований социальных проблем, кафедрой социальной работы НГТУ и общественной организацией «Институт социальных технологий». «Они не должны — и большинство не хотят — быть иждивенцами, многие готовы учиться». «Инвалид тоже может быть профессионалом!» «Модель профориентации должна стать интеграцией детей в общество, а не их резервацией». «Очень важно суметь рано выявить их наклонности — к компьютеру ли, к художественному творчеству, к экономике, юриспруденции. А профориентация у нас построена хуже некуда, надо предлагать детям те профессии, которыми они смогут овладеть, и те, которые они хотят». «Нужно опрашивать не только детей, но и их родителей». Именно этому посвящен проект «Образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья» при финансовой поддержке совета по международным исследованиям и обменам «Айрекс». Начинается первое исследование, посвященное профессиональному самоопределению инвалидов. По области будет проведен опрос 1200 подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

Это лишь одно направление, которое ведет коллектив кафедры социальной работы Технического университета. Здесь учатся в том числе и те самые ребята — с ограниченными возможностями. И делают успехи. Автору этих строк рассказали про выпускника, который подготовил проект по виртуальной технологии обучения и адаптации детей-инвалидов, и подчеркнули, что юноша «может стать находкой для любой фирмы». На кафедре провели эксперимент. Сначала студенты-инвалиды обучались в отдельной группе, потом их объединили в общую с обычными ребятами. Успехи возросли у тех и других, взаимопомощь стала неотъемлемой частью микроклимата.

…Социальный работник — что за профессия? Не секрет, что при этих словах возникает в воображении немолодая женщина, нагруженная сумками. Носит продукты одиноким старикам, моет у них полы, стирает… Да, так. Но уже подрастает смена совсем других специалистов. Раньше всех, восемь лет назад, их стали готовить в НГТУ, было три выпуска, на подходе четвертый.

Как мы знаем, социальное обслуживание у нас государственное. Но есть и иная форма: через посредников — негосударственные организации. Они выигрывают конкурсы, получают социальный заказ. Такая система называется субсидиарной. Мы к этому не привыкли. А вот в Америке государственных учреждений нет вообще. Частично это государственная программа, частично социальные проекты. Сейчас социальные службы появляются и у нас — в фирмах, на предприятиях. Бизнес на новом уровне развития становится социально ответственным. И сюда нужны специалисты. Вспоминается подзабытый человеческий фактор.

— У нас обучение дается блоками: социологический, экономический, психологический и правовой. Мы обучаем их писать проекты, причем под заказ, вполне реальные. И выпускники выходят универсалами по работе с людьми. Трудятся, и успешно, например, в психофизиологической лаборатории очень крупной областной организации, — говорит заведующая кафедрой социальной работы НГТУ профессор Людмила Осьмук. — Наши ребята пытались работать в государственных учреждениях, но проблема в том, что их там не очень принимают. Более успешны те, кто уезжает из Новосибирска в провинцию, где сложно с кадрами. Наши выпускники востребованы там, где идет работа с людьми — с клиентами, с персоналом. Где надо уметь налаживать контакты, решать проблемы людей, где нужна переговорная практика. Они работают в центре социальной работы с бомжами, в центре помощи детям-сиротам, в органах внутренних дел — с беспризорниками, с трудными подростками и трудными семьями. У нас социальной работе учатся инвалиды. Мы активно сотрудничаем с различными организациями — государственными, общественными.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать