За негодный товар штраф в суде обеспечен

Суд теперь просто обязан взыскать с ответчика штраф, даже если обиженный потребитель сам этого и не просит. Взыскать и записать это в решении.

Даже если этого не просит обманутый потребитель

Если вам подсунули дрянную куртку, у которой подкладка висит мешком, если микроволновка после трех дней гудит, но ничего не греет, если сапоги раззявили носы на четвертый день осени, значит, вы становитесь в ряды граждан, которым надо себя защитить. А для этого надо знать хотя бы основы специального Закона «О защите прав потребителей». Кстати, это один из немногих нормально действующих правовых актов, которые все быстрее пекутся у нас в последние полтора десятилетия. Но и вполне работающий закон тоже требует поправок. Недавно Верховный суд внес некоторые изменения в свое же постановление, в котором обобщалась судебная практика по защите прав покупателей.

Далеко не всегда продавец товара или услуг, а равно исполнитель, изготовитель, импортер соглашается с потребителем-истцом. Ну не хочет признавать его требования, и все тут. Уловки недобросовестных многим известны. Если суд после изучения обстоятельств, после экспертиз примет решение в пользу заявителя, то может обязать продавца не только поменять некачественный товар, переделать, допустим, ремонт, но вправе наложить на него штраф. Но «вправе» — означает на усмотрение суда. Теперь Верховный суд внес существенные изменения. Суть в том, что суд теперь просто обязан взыскать с ответчика штраф, даже если обиженный потребитель сам этого и не просит. Взыскать и записать это в решении.

Изменение серьезное. Оно дает возможность обществам защиты прав потребителей или аналогичным отделам в органах местной власти более активно защищать права обманутых и обиженных граждан — причем за свои же деньги. Теперь защита потребителей станет более выгодной. Потому что в том же решении об обязательности штрафа суд должен записать, что половина его пойдет обществу или органу местной власти, если иск в интересах потребителей исходит именно от них. А судя по статистике, защищаться нам всем от негодных товаров и услуг меньше не приходится. Несмотря на все более цивилизованные формы торговли.

В первом квартале этого года в городе всего было зарегистрировано чуть не 12 с половиной тысяч обращений по фактам нарушения законодательства о защите прав потребителей, примерно на тысячу меньше того же прошлогоднего периода. Львиная доля, то есть 12 тысяч, была разрешена положительно, то есть в пользу граждан, когда некачественный товар заменяется, производится ремонт или происходит возврат денег. Лишь одна цифра: людям за плохие товары и некачественные услуги возвращено семь миллионов рублей. В суд ушло около ста исков, подготовленных с помощью сотрудников комитета мэрии по защите прав потребителей и районных отделов. Меньше на 13 процентов стало обращений по качеству мобильных телефонов, на 42 процента снизились претензии по поводу плохих телевизоров, снижение жалоб по обуви — на 19 процентов. Но зато изготовление мебели перестало устраивать горожан, жалоб больше. И рост аж на 60 процентов по банковским услугам.

— В частности, люди жалуются на неполную, недостоверную информацию в момент заключения договоров, — сказал нашему корреспонденту главный специалист комитета мэрии по защите прав потребителей Александр Берилло. — Мы обобщаем материалы, делаем анализ. Вообще из года в год наблюдаются пики и падения жалоб по группам товаров.

Действительно, в прошлом году чуть не на треть было больше обращений по обуви, чем в предыдущем 2005-м, а сейчас, как было сказано, снижение. По сотовым телефонам тоже жалобы пошли вниз. От чего это зависит, есть ли закономерность?

— Думаю, что все-таки наши люди стали более грамотными в защите своих прав. Не стесняются обращаться, учатся отстаивать свои интересы. Думаю, наши два «Справочника покупателя» тоже сыграли свою воспитательную роль. А еще мы уже четырнадцать раз выпускали сборники нормативных документов, регулирующих защиту прав потребителей. Коммерсанты тоже озабочены имиджем своих фирм, больше внимания уделяют отношениям с покупателями.

И все же, как видим, обращений меньше не становится. Наверное, так и должно быть. С одной стороны, рост потребительского самосознания и правовой защиты, с другой — все новые товары и услуги, масса подделок, контрабанды. Так что бдительности терять нельзя.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать