Иногда лучше слушать, чем смотреть

Кто определяет, сколько на радио должно быть разговоров, а сколько музыки, священны ли рейтинги, кто управляет радийной ротацией и будет ли в Новосибирске разговорное радио в FM-диапазоне?

Конечно, нам бы хотелось, чтобы приоритет оставался за петербургским физиком Александром Поповым, но факты… Слушатель Болонского университета Маркони узнал о герцевых волнах от своего соседа, профессора Риги. Практичный двадцатилетний студент сразу подумал не о науке, а о практике. С декабря 1894 года он начал экспериментировать на вилле своих родителей. За полтора года ему удалось увеличить дальность передачи сигнала с 30 ярдов до двух миль. Итальянское правительство не заинтересовалось аппаратом Маркони, и тогда мать-ирландка отправила юношу в Лондон. 2 июня 1896 г. он запатентовал там радио как свое изобретение (научные публикации Попова на этот счет появились в том же месяце, но адресовались совершенно иной аудитории).

Думается, даже такой предприимчивый молодой человек, как Гульельмо Маркони, вряд ли мог тогда представить все последствия своего изобретения. Как и различную степень его популярности в разные годы. И сегодня, когда, казалось бы, телевидение вот-вот должно сжевать своего конкурента, радио эти слухи переживает спокойно, а радиостанции множатся и множатся….

Всегда ли тот, кто заказывает музыку, танцует девушку?..

Максим Кораблев — ведущий радиостанции «Юнитон» — уверен, что слушателей, судя по звонкам в студию, не становится меньше
Фото Владимира ПОЛЯКОВА

Кто определяет, сколько на радио должно быть разговоров, а сколько музыки, священны ли рейтинги, кто управляет радийной ротацией и будет ли в Новосибирске разговорное радио в FM-диапазоне? Обо всем этом шла речь на одном из заседаний «Умной среды» в джаз-клубе «Труба«.

Гостями вечера были Андрей Соболевский — директор компании «Юнитон-Медиа» и Елена Никульцева — главный редактор радио «Maximum« и радио «D-FM. Новосибирск».

О геях и лесби. Почему-то

Удобно расположившись перед микрофонами, гости приготовились «пикироваться» друг с другом в прямом эфире. Аудиторию «Трубы» они нашли почти равной той, на которую вещает их радио («Maximum» позиционирует себя как радио умной молодежи). И, видимо, по достоинству оценив IQ собравшихся, начали с… пространной тирады о месте и роли лиц нетрадиционной сексуальной ориентации в FM-эфире. Действительно ли это невероятно креативные, тонко чувствующие творческие личности, на которых держится эфир? Либо, напротив, они, на удивление, капризны, привередливы и ужасны? Отрадно было узнать, что на радио «таких лиц больше, чем на кожевенном комбинате или в редакциях газет». Значительная часть публики при таком начале заметно заскучала и приготовилась слушать надоедливый диджейский треп ни о чем. Но отдадим должное гостям, они быстро освоились, «сменили ориентацию» и начали разговор по существу. И хотя серьезного анализа ситуации на радийном рынке в тот вечер не случилось, кое-что интересненькое о рейтингах и радийной кухне узнать все же удалось. Хорошей новостью стало известие о том, что скоро на наш город начнет вещать разговорное радио «Маяк FM».

О рейтингах

Елена Никульцева: «Низкие рейтинги «Maximum« — потому что умных людей мало»

Технологий исследований существует множество, и каждая из них дает немного отличный от остальных результат. Однако первые позиции по результатам всех выборок традиционно держат такие радиостанции, как «Европа+», «Юнитон», «Русское радио», «Шансон», «Авторадио». Неплохо котируется радио «Сибирь». В группе аутсайдеров — «Новое радио. Новосибирск«, «Классик-радио», радио «Maximum». (Низкие рейтинги радио «Maximum» объясняет, прежде всего, своей «нишевостью»: «Умных людей всегда мало»).

По статистике, до конца прошлого года новосибирцы слушали радио чаще всего дома, потом на работе, потом — в автомобиле. Это совпадает по суммарному количеству времени, проведенному там, там и там. С этого года ситуация несколько изменилась. По данным двух абсолютно разных исследований, «автомобиль», хотя и уступает домашнему прослушиванию, вылез на второе место, обогнав «работу».

Основная часть радиостанций заявляет своей целевой аудиторией молодых людей с высшим образованием, от 22 до 45 лет, с хорошим достатком. Именно эти «параметры» и указываются в коммерческих предложениях. С одной стороны, конечно, аудитории радиостанций пересекаются. А с другой, не есть ли тут некая манипуляция рекламодателем? И вообще, насколько можно верить рейтингам? Исследования, как известно, всегда кем-то заказываются. И это дает повод подозревать возможность подпольных договоров. Не получает ли тот, кто заказывает музыку, от того, кто музыку играет, необходимых заказчику результатов?

Андрей Соболевский, впрочем, полагает, что слухи о купленных рейтингах несколько преувеличены. Исследовательские компании вовсе не живут за счет исследования медиа. Они живут за счет самых разных маркетинговых исследований — от телефонных опросов по сокам и сигаретам до фокус-групп по дизайну автомобиля. Мир тесен. Если кто-то узнает, что компания получает откаты за подложные результаты, к ней больше никто не обратится. Сам он сравнил бы рейтинг с первым мотоциклом на деревне, «он не совершенен, но это машина, а не упрямый осел, который настаивает на вещах, не имеющих под собой никакого реального основания».

Вряд ли стоит сомневаться в том, что безоговорочным лидером эфира является радио «Шансон«. Нравится нам это или не нравится. Тут, как шутят радийщики, сказывается российский менталитет: «все-таки семьдесят лет наша страна делилась на тех, кто сидит, и тех, кто охраняет». «Шансон» — это то самое радио, которым нас чаще всего глушат в «пазиках» и маршрутных такси. Водители общественного транспорта — в числе самых верных почитателей блатной романтики. Для борьбы с напастью народные умельцы даже изобрели специальное устройство «Антишансон» — маленькую глушилку с радиусом действия около пяти метров, настроенную на определенную частоту. Авторами изобретения называют то саратовских художников, то саратовских студентов. У победы, как говорится, — сто отцов, пораженье — сирота.

Интересно, что значительный процент опрошенных просто не различают радиостанций. 20% радиослушателей вообще не помнят, как называется радио, которое они слушают. И совершенно не будут расстроены, если один ведущий заменит другого. Время, когда радио делали личности, увы, ушло в прошлое. Радиостанции стали очень похожи друг на друга, и схема их вещания примерно одинакова — музыка, диджейский треп, викторины (чаще всего самые примитивные), крайне редко — коротенькие интервью и репортажи… Вопрос о формировании музыкальных вкусов не идет. Подавляющее большинство радиостанций, вещающих на город в FM-диапазоне, — местные редакции сетевых вещателей и соответственно работают в их музыкальном формате. Новости «дергаются» преимущественно из Интернета. Делать свои — слишком накладно. Кто же будет тратиться на профессиональных журналистов и корреспондентов, налаживать знакомства во всех сферах жизни, приобретать автомобили для оперативной работы?.. Дефицит информационного вещания как такового, а не в качестве вкраплений, между тем ощущается все сильнее.

Нужно ли Новосибирску разговорное радио?

Андрей Соболевский: «Слухи о купленных рейтингах несколько преувеличены»

Мнения посетителей сайта kuhnya.nsk.ru на этот счет разделились. По результатам ответов: 42% считают, что разговорное радио необходимо, 10% — что не нужно и 47% полагают, что нужно, но не всем. В Томске, кстати, информационное радио есть. У нас же пока люди, готовые финансово поддерживать такой эфир, не обозначились. Но уже в ближайшее время на частоте 100 FM начнется техническое вещание радио «Маяк FM». По словам Андрея Соболевского, выбор производился из трех позиций: «Эхо Москвы», «Русская служба новостей» и радио «Маяк».

— «Эхо Москвы», как станция информационно-аналитическая, в эфире которой очень много времени уделяется мнениям, оценкам, полемике, комментариям, требует высокого политизированного IQ аудитории. Она хорошо котируется в Москве — политизированной столице и плохо слушается в провинции. «Русскую службу новостей» не выбрали из-за изменений, которые сейчас происходят в ней, из-за слухов, что станция стала пропутинской. Радио «Маяк», хотя и является государственной информационной структурой, имеет достаточно очищенный контент, похожий на «Что? Где? Когда?» На ней и остановились… Как полагают радийщики, до последнего времени новосибирскому радио можно было поставить пять с минусом. В России есть всего несколько городов, в которых делают профессиональное радио. Кроме Москвы и Питера, это — Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Анадырь и Курган. Однако, как заявили они в качестве самокритики, последнее время новосибирское радио стало заметно сдавать свои позиции: это связано с коммерциализацией и потерей индивидуальности. Но если оценивать уровень радиовещания в городе по количеству и успешности местных радиостанций, то тут Новосибирск, безусловно, впереди планеты всей…

О том, какие радиостанции слушают новосибирцы, читайте здесь.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать