Новосибирск 4.3 °C

На чем основана стратегия социально-экономическогоразвития Новосибирской области до 2025 года?

25.05.2007 00:00:00

Об этом наша беседа с заместителем директора Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Вячеславом Селиверстовым

Наши возможности: плюсы и минусы

— Вячеслав Евгеньевич, насколько я понял из документов и докладов директора вашего института и ваших выступлений о выработке стратегии социально-экономического развития Новосибирской области, за полтора столетия известное изречение Козьмы Пруткова не утратило своей актуальности. Хочешь быть счастливым, хорошо жить — работай!

— В упрощенном варианте — да. Но если серьезно, то когда наш институт был определен в качестве головного учреждения по выработке стратегической программы развития нашего региона на ближайшие 20 лет, мы исходили, естественно, из возможностей института, который уже имеет большой опыт в подобной работе, и главное — из реальных объективных возможностей Новосибирской области.

А они немалые. Минусы свои мы знаем. Это и отсутствие крупных месторождений углеводородов. Все — нефть, газ и уголь -привозное и покупное. Нам приходится оптимизировать поставки и работать в направлении энергосберегающих технологий, а также в поисках других видов энергии, что само по себе тоже неплохо, но это отдельный разговор.

Наша область находится лишь в середине списка регионов России по основным показателям уровня жизни. Значительная часть промышленного оборудования изношена и устарела морально. Плохие дороги. Объем инвестиций в основной капитал пока значительно меньше, чем в среднем по стране. Известно, что бизнес сейчас вкладывает деньги в первую очередь туда, где можно быстрее получить прибыль. Но, на наш взгляд, эту ситуацию надо менять и совершенствовать стратегию развития экономики, а это задача как центральной и региональной власти, так и бизнеса.

Однако есть у нашей области, безусловно, сильные стороны. Во-первых, она начинает набирать темпы экономического развития и в последние годы они почти на треть выше, чем в среднем по стране. Даже после пресловутой конверсии Новосибирск остается мощным промышленным центром Сибири с развитым многоотраслевым укладом, с диверсифицированной структурой экономики. На подъеме жилищное строительство. Активно развивается сфера услуг, сейчас ее доля в ВРП (валовом региональном продукте) составляет около 60 процентов. Правда, пока это происходит в существенной степени за счет оптово-розничной торговли, но это процесс прогрессирующий: со временем структура будет меняться.

Во-вторых, у нас никто не отнимет выгодное экономико-географическое положение: пересечение всех путей — от воздушных до водных. Если взять циркуль и начертить на карте вокруг Новосибирска круг диаметром в 600 километров, то в нем окажется львиная доля населения всей Сибири, такого нет больше ни в одном регионе. Здесь наиболее благоприятный климат Зауралья, развитое сельское хозяйство.

И очень важная составляющая: высокий уровень научно-технического развития. Именно в Новосибирске за последние десятилетия сложился цельный конгломерат научных учреждений: это и фундаментальная наука, которая оказывает огромное влияние на экономику и образование, это медицинская и сельскохозяйственная науки, и, наконец, это еще не до конца разрушенные отраслевые институты.

Все это вместе позволяет оптимистично смотреть в будущее.

Новосибирск — это Москва в миниатюре?

— Возможно ли построение развитой современной многоотраслевой экономики в отдельно взятом регионе? С социализмом и коммунизмом в «образцовом коммунистическом городе» известно что получилось…

— А почему нет? Да, мы не Тюмень и Кузбасс, но в этом и наши достоинства: наша область развита гармоничнее. Мы не Москва, где сконцентрирован основной банковский капитал. Но доходы москвичей в три раза выше не только поэтому: Москва, тоже не имея собственных ресурсов, очень активно развивается как самый крупный промышленный центр. Новосибирск, если так можно выразиться, это Москва в миниатюре. И все преимущества его расположения и развития, подкрепленные статусом центра федерального округа, очевидны. Так что, если хочешь быть…

— Но, начиная со споров вокруг международных аэропортов, очевидна и конкуренция соседних регионов!

— В координации стратегических планов развития регионов одна из главных задач центральной власти. Первые шаги в этом направлении уже делаются: это тот же высший экономический совет при Полномочном представителе президента в СФО. Работа по выработке стратегии развития регионов только начинается, и важно увязать воедино интересы государства, республик, краев, областей и бизнеса. Надо сказать, что бизнес уже понимает необходимость долговременного планирования. Он, в частности, заинтересован идти на восток, понимая, что там будущее России. А без участия науки и координирующей власти какие-то отдельные планы и программы могут стать лишь механическим набором, картотекой проектов, недостаточно проработанных и взаимоувязанных между собой и с балансами важнейших ресурсов — трудовых, финансовых, земельных, топливно-энергетических. Об этом говорили, кстати, на минувшем энергетическом конгрессе Анатолий Васильевич Квашнин и академик Валерий Владимирович Кулешов.

Не хватает, правда, пока единой стратегической программы развития экономики страны. Но будем надеяться…

Путь, который предлагает наш институт, — инновационная стратегия. У нашей области есть все предпосылки стать главным инновационным центром востока страны с самыми благоприятными условиями для жизни людей. Предусматривается создание технико-внедренческих зон, сервисных центров по оказанию услуг высокой компетенции, ускоренное развитие системы переподготовки кадров для сферы услуг и для работы в наукоемких кластерах. Особое внимание — инновационной инфраструктуре: технопарку, который рассматривается как наиболее приоритетный проект, бизнес-инкубаторам, развитию наукограда Кольцово, свободной экономической зоны технико-внедренческого типа и т.п.

Мы разработали основные направления инновационной политики. Определили приоритетные территориально-отраслевые кластеры (сетевые системы взаимосвязанных производств), которые как раз и должны реализовать основные конкурентные преимущества Новосибирской области.

И вновь — «человеческий фактор»

Но даже не на основе экономического роста, а как непременное условие его, мы рассматриваем в Стратегии другую важнейшую задачу: сделать жизнь в регионе, не только в Новосибирске, привлекательной как для людей, так и для инвесторов. Любой проект может быть осуществлен только при наличии квалифицированной рабочей силы, которая в последние годы в Сибири убывает. Будет жилье, нормальная зарплата, современная инфраструктура — будут и люди, к ним потянутся и инвесторы: от крупной промышленности до развитой сферы услуг, баз отдыха, зон оздоровления и т. д. В этом смысле пока скромный опыт наукограда Кольцово — хороший пример.

Институт создал своеобразную карту оптимизации пространственного развития области. Эти точки роста еще будут обсуждаться на всех уровнях: от областного до муниципального. Немало этому способствует тот факт, что сейчас у нас в области выстраивается достаточно четкая и логическая система стратегического планирования. Город Новосибирск уже имеет стратегический план устойчивого развития, завершается разработка генплана города на долгосрочную перспективу. На завершающей стадии — Схема территориального планирования Новосибирской области, которая разрабатывается квалифицированным московским институтом. Города и районы области составляют свои планы социально-экономического развития. Важно, чтобы эта работа не проходила стихийно, кто во что горазд, а основывалась на реалиях экономики, демографии, координировалась неким единым органом при администрации области. Сейчас в Новосибирской области начинает работу Стратегический совет, возглавляемый Виктором Александровичем Толоконским. На стыке интересов власти и бизнеса нужно создать агентство регионального развития, которое должно проводить очень реальную и конкретную работу по инициированию и реализации инвестиционных проектов и программ, как это принято во многих странах мира, реализующих эффективную региональную политику. В принципе у нас такие функции могло бы взять на себя созданное при администрации области агентство инвестиционного развития, но его надо существенно укреплять.

Преодолевая скепсис

— У некоторых новосибирцев есть определенный скепсис по отношению к любому планированию. Проходили, мол, еще в 80-е годы…

— Мне представляется, что как раз наоборот: просто дикий рынок исчерпал свой ресурс. Планы и долгосрочные программы развития нужны, но они должны соответствовать современным экономическим и политическим реалиям, отвечать принципам проектной экономики и государственно-частного партнерства. Так живут сегодня многие страны мира. Еще четыре десятилетия назад наш бывший соотечественник нобелевский лауреат Леонтьев доказывал необходимость сбалансированного развития экономики на Западе.

А скепсис должна преодолевать сама новая власть. Если человек увидит, что при реализации планов жизнь становится лучше, что меньше стало коррупции, взяточников, что условия существования становятся во всех смыслах комфортнее, он поверит и в планы, и во власть, и в серьезные намерения бизнеса, и, в конце концов, в науку.

Ученые ведь тоже работают в новых условиях. Рынок идей, предложений множится, и побеждает тот, кто учитывает реальности дня, предлагает не прожекты, а проекты, работает над их созданием не келейно, а в сотрудничестве с властью и бизнесом. В этом смысле нами сделано немало: в течение нескольких месяцев мы регулярно (каждую среду) встречались в нашем институте с представителями всех уровней власти, бизнеса. Большую заинтересованность проявила Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий. Эти встречи проходили в формате «круглых столов», «мозгового штурма». Так что можно сказать, наш проект стратегии — плод коллективной мысли. Теперь дело за окончательным решением и реализацией, что намного сложнее. Но и в России, и в области сложилась, на мой взгляд, благоприятная ситуация, у власти трезвомыслящие политики.

— Что необходимо как непременное условие работы над планом?

— Воля, желание руководителей области, Новосибирска и муниципальных образований, помноженные на необходимую законодательную базу. Иначе вся эта работа может остаться благими намерениями.

— То есть нужен местный закон о стратегическом развитии Новосибирской области?

— Пожалуй, да. Сейчас в регионе предлагаются настолько большие и серьезные программные документы, со столькими последующими решениями, что без основополагающего закона не обойтись.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: