Недельные гастроли Малого театра вызвали восторг у зрителей и неоднозначную оценку прессы
Сам по себе факт подобных гастролей явление примечательное. В прошлом году Новосибирск принимал Большой театр и БДТ им. Товстоногова. Годом раньше гостем города был МХТ им. Чехова. И, наконец, теперь старейший театр России. Последний раз Малый театр был у нас 14 лет назад, предпоследний 32 года назад
Публика принимала московских гастролеров восторженно переполненными залами, овациями и цветами. Билеты были проданы еще в середине апреля. Перед спектаклями толпы поклонников атаковали кассы с желанием приобрести хотя бы входной, а на подходах к театру «Глобус», где проходили гастроли, лишний билетик спрашивали едва не от Красного проспекта.
Пресса в своих оценках не была столь однозначно позитивна. В одном из СМИ во время гастролей появилась публикация, где Малый назывался «музейным театром», спектакли слишком долгими и подробными, а игру актеров несколько устаревшей. И хотя художественный руководитель театра Юрий Соломин и утверждает, что давно не реагирует на подобные выпады, доверяя только залу,
Отбивать нападки и обвинения в архаике и излишней приверженности традициям Малому театру, впрочем, не привыкать. Театр сознательно занял нишу хранителя лучших традиций русского языка. Как утверждает Юрий Соломин, России необходим русский национальный театр, как «Комеди Франсез» Франции, Королевский Шекспировский Англии. И Малый готов взять на себя эту почетную роль.
В гастрольную афишу была включена русская и зарубежная классика. Новосибирцы увидели пять спектаклей: «Чайку» Чехова, «Тайны мадридского двора» Скриба (известен как автор пьесы «Стакан воды») и три пьесы Александра Островского: «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда хорошо, а счастье лучше», и «Волки и овцы». В спектаклях были заняты хорошо знакомые и любимые актеры. Зритель, впрочем, лишь первые десять минут самозабвенно крутил бинокли, отыскивая на сцене знакомые лица. Потом же втягивался в действие и забывал, что пришел «на Соломина», «на Муравьеву» или «на Марцевича», и попадал под общее обаяние слаженности актерского ансамбля и спектакля как зрелища для души.
Что же касается игры долгой и подробной, то действие в спектаклях Малого действительно разворачивается с намеренной размеренностью и неторопливостью. И зрителю предлагается принять эти правила игры как данность. Судя по адекватной реакции зала и более чем доброжелательной атмосфере, зритель эти правила принял.
Цены на гастрольные спектакли, кстати, были сравнительно невысоки. Это дало шансы приобщиться к искусству интеллигенции самому благодарному зрителю. Низкие цены на билеты тоже часть театральной политики. «Не драть же нам с народа, говорит Соломин. Мы получаем дотацию, это первое, и второе у нас впервые за 50 лет, как я работаю в Малом театре, появился замечательный спонсор Сбербанк России.
А к нам, между тем, уже едет московский театр «Эрмитаж»
У зрителя же, по обыкновению, останется право выбора выбежать из зала через десять минут. Либо в полном восторге сидеть до конца, устроив овацию в финале.