Великое примирение

Сегодня в храме Христа Спасителя на торжественной церемонии будет оглашён текст Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью Заграницей и Русской Православной Церковью Московского Патриархата.

Наступил конец восьмидесятилетнему противостоянию

Сегодня в жизни Русской Православной Церкви совершается знаменательное событие, значение которого трудно переоценить, — в храме Христа Спасителя на торжественной церемонии будет оглашён текст Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью Заграницей и Русской Православной Церковью Московского Патриархата.

Патриарх Алексий II войдёт в историю как примиритель двух ветвей Русской Православной Церкви

Зарубежная Церковь, которую возглавляет митрополит Лавр, сохранив за собой широкую автономию, переходит в юрисдикцию Московского Патриархата. Таким образом преодолено многолетнее разделение Русской Церкви на две не признающие друг друга ветви. Начало этому разделению положил Собор в сербском городе Сремские Карловцы, организованный в 1921 году уехавшими за границу русскими иерархами. В течение десятилетий бывшие единоверцы, некогда причащающиеся из одной Чаши, подвергали друг друга уничижительной критике. Зарубежники, уютно пригревшись в западных странах, упрекали «москвичей» в сотрудничестве с Советской властью, а истерзанный и обескровленный этой самой властью Московский Патриархат небеспочвенно обвинял своих бывших собратьев в сотрудничестве с Гитлером.

С сегодняшнего дня митрополит Лавр будет подчиняться Патриарху Алексию

Апогей противостояния пришёлся на времена недоброй памяти перестройки, когда заочное противостояние неожиданно перешло в реальную очную борьбу — борьбу за души и храмы. Лихолетье перестроечного времени, когда весь бывший советский народ буквально ошалел от свалившейся на голову свободы, когда вокруг рушились привычные стереотипы и попирались святыни, увы, коснулось и Церкви. Ни для кого не секрет, что в Церковь иногда попадают случайные люди, вот эти случайные, воспользовавшись обрушившимся на страну хаосом и вседозволенностью, и подняли бунт против своего священноначалия. Немалую роль сыграли в этом процессе СМИ, вываливающие ушаты компромата, впоследствии так и не подтвердившегося, на священников и епископов, якобы поголовно сотрудничающих с КГБ. Но если раньше попам-расстригам путь был один — в простые миряне, то теперь их с распростёртыми объятиями приняли эмиссары зарубежной Церкви, которые разъезжали по российским городам и весям. Дабы не оказаться в долгу у новых хозяев, перебежчики переходили в новую юрисдикцию не с пустыми руками — практически по всей России зарубежники начали захватывать храмы. Затронула эта беда и Новосибирскую епархию.

Православные верующие Куйбышева до сих пор с содроганием вспоминают, как пятнадцать лет назад в городе началась борьба с раскольниками за Иоанно-Предтеческий храм, которая зачастую перерастала в открытые потасовки. Борьба эта закончилась после того, как дьякон, учинивший раскол и получивший сан священника в зарубежной Церкви, неожиданно из Куйбышева исчез. Позже перебежчик покаялся, был рукоположен в священники Московского Патриархата, поселился в Москве и, опираясь на личный опыт, организовал один из центров борьбы с сектантами и раскольниками. Как говорят, со своей миссионерской работой бывший дьякон справляется успешно и в столице очень популярен. Вполне возможно, что когда-нибудь он всё-таки появится в Куйбышеве, чтобы утихомирить местных сектантов, которые прочно укрепились в городе, в своё время ловко воспользовавшись расколом в православной общине, увлечённой борьбой друг с другом.

Несмотря на издержки куйбышевского раскола, главное, что все участники бывшего противостояния, простив друг другу все обиды, вновь молятся вместе. И вот, начиная с сегодняшнего дня, такая возможность появилась у тысяч православных, дотоле находящихся в разъединении. Это вселяет надежду, что когда-нибудь наступит время уврачевания другого — воистину глобального раскола, происшедшего в России в XVII веке. Однако о каком-либо примирении между Московским Патриархатом и старообрядцами в ближайшие годы не идёт и речи, слишком много за триста с лишним лет накопилось противоречий, порою трагичных. Но, по мнению некоторых богословов, такое примирение всё же наступит. А наступит оно во времена пришествия антихриста, когда весь православный люд, забыв все обиды, объединится, чтобы дать достойный отпор лжехристу и его воинству. Вполне возможно, что некоторые из читающих эти строки до этого времени и доживут.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать