Яндекс.Метрика

Чиновникам Министерства — двойка за физкультуру

Государственные программы физического воспитания учащихся не содержат четких требований к формированию определенных двигательных умений и навыков.

Такое отношение к этому школьному, вузовскому предмету, к сожалению, не редкость. Со всеми вытекающими из этого последствиями…

Гиподинамия, помноженная на стресс

Первоклашкам физкультура очень нравится, а вот старшеклассники её не любят

Согласно медицинской статистике, за последние десять лет уровень общей заболеваемости детей в нашей стране увеличился в полтора раза. Причина не только в плохой экологии. Очевидно, что слабые здоровьем школьники — жертвы учебных перегрузок, гиподинамии, стрессов. Как напомнил медиапортал «Хранитель», продолжительность рабочего дня детей возрастает год от года. У заканчивающих начальную школу она (включая время на приготовление домашних заданий) составляет 10–12 часов. А у старшеклассников и вовсе 15–16 часов. Более полусуток обездвиженности и нервного напряжения! Конечно, это не проходит бесследно.

Не так давно была проведена Всероссийская диспансеризация детей. Ее итоги настораживают: недуги, обретаемые нашими школьниками вместе со знаниями, «прописываются» в костно-мышечной, эндокринной системах, в органах дыхания и пищеварения. А в числе лидеров — функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы. Конечно, в идеале надо, не снизив уровня образования, сделать обучение более безопасным для здоровья. Ведь есть вполне регулируемые факторы. Например, мало внимания уделяется рациональной организации учебного процесса. Бывает, что урок физкультуры идет пятым, но перед физикой. Однако после прыжков в длину формулы в голову возвращаются не сразу. Да и отдохнуть, принять душ хочется. Почему об этом никто не думает?

Вспомните, еще Гете в свое время сказал: «В нашей школе учащиеся приобретают много бесполезных сведений и утрачивают умственную и физическую энергию»… Изменилось ли что-то с тех давних пор? Увы, многие организационные просчеты, недооценка «второстепенных» предметов, к которым относят и физкультуру, сохраняются по сей день.

И нехорошо, и мало…

Это при том, что в школах, других учебных заведениях регулярно проходят уроки физической культуры. Многое зависит от нынешнего отношения к занятиям — и педагогов, и учащихся. Вот что сказал по этому поводу преподаватель физкультуры, участник конкурса «Учитель года России-2002» Михаил Белоглазов (teacher.fio.ru). По его мнению, современный школьник систематически недополучает необходимую физическую нагрузку. Два урока в неделю не могут компенсировать этот дефицит. Воспитанию таких важных качеств, как сила, выносливость, координация движений на занятиях физкультуры уделяется недостаточное внимание. Дело в том, что государственные программы физического воспитания учащихся не содержат четких требований к формированию определенных двигательных умений и навыков. В результате предмет в его современном виде малоинтересен, современные практичные дети не видят в нем какой-то пользы.

Как заметила подростковый врач поликлиники новосибирской детской больницы N 1 Лариса Светлова, физическое состояние многих школьников оставляет желать лучшего. Но при этом ребята не стремятся стать более сильными, ловкими, любыми правдами и неправдами хотят получить освобождение от физкультуры. В спортивных секциях занимаются единицы, большинство даже не делает утреннюю гимнастику. И это при катастрофической гиподинамии, многочасовом сидении за школьным столом, за компьютером! Не случайно к выпускному классу часть детей приходит со сколиозом, остеохондрозом, со слабыми мышцами. А некоторые — и с лишними килограммами.

Довесок к аттестату

Специалисты нашего областного врачебно-физкультурного диспансера ежегодно участвуют в контрольных проверках качества физического воспитания в школах, училищах, других образовательных учреждениях. По словам заместителя главного врача диспансера, заслуженного врача РФ Нелли Яткиной, в начале каждого учебного года все дети проходят осмотр у школьного врача, затем их определяют в разные группы — основную, подготовительную, специальную медицинскую. Те же, кто имеет какое-то заболевание, занимаются лечебной физкультурой. Кстати, заметила доктор Яткина, только в Новосибирске действует более 50 групп ЛФК.

Но немало детей, которые избегают физических нагрузок, даже на обязательных уроках особо не усердствуют. Они-то в первую очередь пополняют отряд больных сколиозом, другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также страдают ожирением. Детская тучность, как правило, вызвана именно дефицитом мышечной работы при избыточном питании. Между тем раннее ожирение прогрессирует во время полового созревания, подтачивает организм. Если полные выпускники жалуются «всего лишь» на головокружения, боли в сердце, то, став взрослыми, они чаще своих худых ровесников страдают диабетом, атеросклерозом, гипертонией.

Причин неприязни — масса!

Какой бы ни была школьная физкультура, польза от нее все-таки есть. Более того, эти занятия могут стать толчком для более серьезных увлечений, действительно, решающих проблему гиподинамии. Специалисты считают, что оптимальный двигательный режим учащегося — это и уроки физической культуры, и внеклассный спорт. Вот необходимый минимум: после школы надо не менее 1,5 часов играть в футбол, волейбол, гонять на велосипеде, зимой — кататься на лыжах, на коньках. И два раза в неделю плавать в бассейне по 25–40 минут. По выходным можно уезжать всей семьей за город и проходить по окрестностям 5–8 километров. Но многие ли дети, а также их родители могут рассказать о таких спортивных традициях?

Ведь даже обычная «физра», а не только упомянутая программа-минимум вызывает у нынешних подростков острую неприязнь. Чем же это объясняется? Опытный врач Нелли Яткина считает — причин несколько. Прежде всего, некоторые физруки формально относятся к своему предмету, а дети это чувствуют. Кроме того, недостаточная, можно сказать, несерьезная нагрузка лишает занятия спортивного азарта, духа соперничества, ученикам на таких уроках просто скучно…

Есть и еще один момент: физкультура и в старших классах одна для всех. Хотя, по мнению врачей, девочкам совсем не нужно прыгать через «козла», гораздо полезнее для них гимнастика, танцевальные элементы, все то, что укрепляет ноги, мышечный корсет спины и бедер. Мальчикам подойдет другое — командные игры, азы борьбы. Кроме того, раздельная физкультура могла бы отразиться и на посещаемости. Не секрет, что подростки стесняются друг друга, боятся показаться неловкими, неуклюжими. Поэтому старшим школьникам лучше уж заниматься врозь…

Виновата «спящая» болезнь

В последнее время в российских СМИ стали появляться публикации о трагических случаях на уроках физкультуры или после нее. «КП» написала о новосибирском студенте, который плохо почувствовал себя, занимаясь на тренажере. Спасти его не удалось. По словам врачей, у юноши оказалось редкое заболевание — аневризма аорты (при достижении определенного диаметра аневризмы может произойти ее разрыв). Но о том, что у молодого человека этот недуг, не было известно. В его медицинской карточке значилось — «вегетососудистая дистония», поэтому студента и определили в специальную лечебную группу. Тем не менее даже минимальная нагрузка оказалась фатальной при наличии грозного «спящего» заболевания…

Другой недавний случай — липецкая шестиклассница умерла на физкультуре после того, как пробежала с одноклассниками два круга вокруг школы…

Но виноваты ли во всем этом невнимательные школьные физруки и медики? Ведь в школах, вузах постоянно контролируют состояние здоровья учащихся. Но, видимо, эта работа должна быть усилена. Особенно в лечебных группах, к которым прикрепляются ребята, уже имеющие какие-то проблемы со здоровьем.

Однако подобные описанным в газетах происшествия — не повод для полного отказа от физических нагрузок. Напротив, убеждена Нелли Яткина, дозированные, индивидуально подобранные врачом упражнения способны укрепить организм человека, помочь улучшить самочувствие человека. Конечно, приступать к занятиям надо только после основательного медицинского обследования. А врачам — «прописывать» физическую нагрузку в соответствии с самочувствием пациента. Ведь, как известно, то, что полезно одному больному, может быть смертельно опасно другому.

Мнения новосибирцев на эту тему читайте здесь.

Поделиться:
Копировать