Как стать сильнее в минуту слабости

Учебный год помаленьку идет к концу, но с облегчением вздохнуть могут только дети из младших и средних классов: у старших школьников «полоса препятствий» продолжается.

Финал и старт «в одном флаконе»

Учебный год помаленьку идет к концу, но с облегчением вздохнуть могут только дети из младших и средних классов. У старших школьников «полоса препятствий» продолжается.

Мы обсудили проблемы, связанные со здоровьем выпускников, с некоторыми специалистами отделения организованного детства поликлиники детской больницы N 1 — заведующей Ольгой Бачуриной, врачом подросткового кабинета Ларисой Светловой, старшей медсестрой Еленой Марченко, а также с психологом школы N 109 Ларисой Грачевой. По мнению медиков, перегрузки, неизбежные в последний год обучения, влияют на самочувствие детей.

Как заметила Ольга Львовна, большинство выпускников (в одних школах 50 процентов, в других — до 80) хотят поступить в высшее учебное заведение. И самая трудная жизнь сейчас именно у них. Часть этих ребят, кроме всего прочего, учится на подготовительных курсах, больше времени уделяет самостоятельному штудированию необходимых предметов. Это значит, что после шести школьных уроков и приготовления домашнего задания они еще и сидят в библиотеках, аудиториях вузов. А тут еще весенний подъем ОРЗ и традиционный авитаминоз… Между тем им предстоят серьезные испытания — выпускные экзамены в школе, вступительные в вузе.

Как стать сильнее в минуту слабости

И медики, и учителя отмечают, что дети сейчас не в лучшей форме. Подростковый врач Лариса Светлова делится своими ежедневными наблюдениями: у части ее юных пациентов заметны вялость, сонливость, быстрая утомляемость, ухудшение памяти и способности сосредоточиться. Действительно, совсем не вовремя! Да и физическое состояние у них не очень. Вот когда сказывается нелюбовь детей к урокам физкультуры, стремление любой ценой получить освобождение от занятий! Конечно, некоторые школьники занимаются в секциях, чаще всего — борьбы, конного и парашютного спорта, но таких единицы. Большинство предпочитают телевизор, компьютер. Лариса Юрьевна «нарисовала» портрет среднестатистического старшеклассника: высокий, худенький, даже астеничный. Девочки в этом возрасте поплотнее, поспортивнее, но болячек у них тоже хватает. Как уточнила доктор Светлова, в историях болезни выпускников нередко встречаются такие диагнозы, как вегетососудистая дистония остеохондроз, сколиоз, хронический тонзиллит. Она напомнила грустную врачебную шутку: сейчас нет абсолютно здоровых детей, есть недообследованные. Конечно, влияют плохая экология, малополезный образ жизни, вредные привычки (более 48 процентов подростков курят!), гиподинамия и т.д. Но известно, что экзаменационная пора требует большого напряжения сил. Где же их взять?

Предупреждён — значит, вооружён

Выход один — принять некоторые меры, способные улучшить состояние школьников. Вот что посоветовали врачи поликлинического отделения детской больницы N 1. Родителям заблаговременно, хотя бы за месяц до начала экзаменационной страды, надо посоветоваться с доктором, показать ему свое чадо. Обычно медики рекомендуют изменить режим дня: в ближайшие месяцы старшеклассник должен в одно и то же время вставать и ложиться спать (не позднее 10 часов вечера), делать 10–15-минутную гимнастику, которая улучшает кровообращение и прибавляет энергии. Неплохо также, если врач пропишет адаптогены — элеутерококк, женьшень, левзею, а в некоторых случаях ноотропы, способствующие оптимальному мозговому кровообращению. Очень своевременным будет и прием витаминно-минеральных комплексов, положительно влияющих на общее состояние организма.

И предэкзаменационная диета, напомнила старшая медсестра отделения Елена Марченко, должна стать соответствующей — максимум овощей, фруктов, круп и кисломолочных продуктов. Если ваш ученик воротит нос от всего этого «такого полезного», объясните ему необходимость данного гастрономического выбора. Он вполне способен понять — что и зачем ему нужно. Однако, считает Елена Михайловна, ту же кашу или овощное рагу можно приготовить так, что ребенок пальчики оближет. Надо только постараться!

Поговори со мною, мама…

В наши дни нелегко представить такую идеальную картинку: родители не торопясь, доброжелательно беседуют со своим сыном или дочерью. Обычная ситуация совсем другая — все спешат, все заняты своими делами. Однако если вы, действительно, желаете своему чаду успеха, этот стереотип надо ломать. Вот что думает по этому поводу Ольга Бачурина: когда старшеклассник чувствует, что взрослые искренне заинтересованы в его образовательном росте, он начинает более серьезно относиться к своим перспективам. Ведь, как известно, большинство школьников (считается, что свыше 50 процентов) прислушиваются к мнению близких, ориентируются на него. Поэтому очень хорошо, если мама и папа спокойно обсудят с детьми (и не раз!), в каком вузе они хотят учиться, чем им нравится будущая профессия и есть ли у них данные для преуспевания в ней. Будет лучше услышать о несоответствии желаемого и действительного от родителей, а не от чужих людей.

Кроме того, чувствуя прочные тылы, надежную моральную поддержку близких, старшеклассники действуют более целеустремленно и осознанно стремятся к успеху. Так что откровенный разговор с родителями или другими родственниками — это очень важный этап семейной психологии, такое общение дает школьнику реальную подпитку душевных сил. Но при доверительной беседе надо также предостеречь ученика от последствий возможной неудачи, объяснить ему, что даже после провала на экзамене можно все обсудить и найти выход из положения. Однако настраивать его надо все-таки на лучшее. И приложить максимум сил для того, чтобы он преуспел.

Надо знать, чего ты хочешь

О важности взаимопонимания детей и родителей сказала также школьный психолог Лариса Грачева. Она верно заметила, что выпускники — они очень разные. Одни знают, чего хотят, вполне осознанно стремятся к получению конкретной профессии, возможно, даже подрабатывают где-то «рядом с ней». Благодаря подготовительным курсам, занятиям с репетиторами, острота предэкзаменационного стресса у них снижается, а мобилизация внутренних ресурсов повышается. Но есть и другие школьники, которые толком не представляют даже свое ближайшее будущее. Уровень тревожности у них обычно «зашкаливает». Таким ребятам просто необходимо родительское внимание, а в некоторых случаях — и помощь психолога, психотерапевта.

Но взрослым надо помнить, что на детей, особенно на неуверенных в себе, нельзя давить, требовать от них: «Ты должен стать врачом, как дедушка!», угрожать: «Если не поступишь, то…» Рядом с ними должны быть доброжелательные люди, а не строгие, деспотичные начальники. Перед экзаменами вообще лучше воздержаться от резких критических замечаний, наставлений. Только понимание, поддержка родителей, а иногда их чувство юмора могут снизить «накал страстей« и дать младшим мощный приток сил в трудную минуту.

Лариса Николаевна подчеркнула также роль школьной проф-ориентации. О ее важности ребятам могут напомнить родители. Проходя по их совету блок тестов «хочу-могу-надо», дети оценивают свои шансы для получения той или иной специальности, на основе результатов делают выводы о своей профпригодности. Но, как заметила психолог, интуитивный выбор старшеклассников часто бывает самым удачным. Поэтому, считает врач, выпускникам надо прислушиваться и к своему «внутреннему голосу».

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать