Вузы должны учить молодых людей думать

Утверждение о том, что российское образование — лучшее в мире, мягко говоря, не соответствует действительности — считают участники Новосибирского политического клуба.

Участники Новосибирского политического клуба провели открытое заседание, посвящённое проблеме образования

Представители молодежных организаций, собравшиеся на заседании, спорили о том, есть ли в России образование, отвечающее запросам современности, обсуждали, что волнует современную молодежь, о чем беспокоится бизнес, чем занимаются чиновники.

Фото Владимира ПОЛЯКОВА

Вывод, сделанный молодыми людьми в ходе дискуссии: утверждение о том, что российское образование — лучшее в мире, мягко говоря, не соответствует действительности.

— На общемировом рынке образования Россия занимает лишь 4–5 процентов, — говорит председатель Новосибирского политклуба Константин Малышев. — Первое место у США — там 600 тысяч студентов, или 1/3 всего образовательного рынка. На втором месте Европа, на третьем — Австралия.

Больше всего активистов новосибирских молодежных организаций волнует «утечка мозгов» за рубеж: «Очень многие наши сверстники изначально ориентируются на Запад. Более того, наша бизнес-элита, политическая элита учит своих детей на Западе. В отдаленной перспективе это грозит нам утратой наших российских традиций, нашего менталитета, что, в конечном итоге, представляет угрозу независимости России».

Почему наша молодежь предпочитает отечественным вузам западные? На этот вопрос попытался ответить молодежный мэр Новосибирска Максим Чуркин: «Национальный проект «Образование« направлен, главным образом, на повышение зарплаты учителям. Это, конечно, очень хорошо. Но, по-моему, образование должно сформулировать, какой тип людей необходим стране на данном этапе ее развития, и начать подготовку таких людей — тогда будет толк. У нас сегодня 80 процентов системы образования работает так же, как 20 лет назад, в режиме, абсолютно оторванном от реального времени. Причем перестроить эту систему очень тяжело, потому что она активно сопротивляется».

Константин Малышев поддержал коллегу конкретным примером: «Все говорят, что у нас явное перепроизводство юристов и экономистов. Не так давно я пытался подобрать юриста для своей фирмы и не смог этого сделать, потому что подготовка выпускников вузов не соответствовала требованиям сегодняшнего рынка юридических услуг».

Представитель Академии регионального развития Вера Пронькина видит решение проблемы в том, чтобы параллельно уже существующей системе строить новую. И государство, желающее идти по инновационному пути развития, должно активнейшим образом участвовать в выстраивании новой системы образования: формировать госзаказ на специалистов, выдавать кредиты на обучение, инициировать общественные дискуссии на тему, каким должно быть образование.

Впрочем, по мнению члена «Молодой гвардии» Леонтия Коновалова, государство не может единолично формировать глобальный заказ на молодое поколение, так как, кроме государства, есть еще бизнес, который тоже нуждается в специалистах. Сейчас в первую очередь бизнес страдает от недостатка квалифицированных кадров, так как выпускники государственных вузов, подготовленные «по старинке», не готовы работать в рыночных условиях. Однако бизнес не спешит включаться в строительство нового образовательного пространства, чем, по мнению Леонтия Коновалова, роет себе могилу.

Еще одна проблема: наша молодежь утратила способность к самоопределению. Этот факт вкупе с разрушенной системой профориентации — тоже не на пользу обществу. Максим Чуркин привел такую ассоциацию: «Если в городе хоккейный клуб хорошо играет, в этом городе обязательно случается всплеск интереса к хоккею у молодежи. Я сейчас не могу назвать ни одной сферы деятельности, способной вызвать всплеск интереса к себе. Молодые люди не знают, куда им пойти учиться, чтобы потом быть успешными и востребованными. Поэтому вуз зачастую выбирают не по призванию, а по принципу близости к дому».

И получается замкнутый круг: поколение «пофигистов» не может произвести прорыв в какой-либо сфере деятельности, поэтому следующему поколению просто не на что ориентироваться.

Главное, что, по мнению молодежных активистов, нужно сделать сейчас: перестроить образовательные программы так, чтобы они были направлены не на освоение определенного количества фундаментальных знаний, а на приобретение навыков, необходимых современному человеку, — готовность перестраиваться кардинально в связи с меняющимися требованиями рынка, быстро осваивать новые виды деятельности. Одним словом, резюмировала Вера Пронькина, вузы должны учить молодых людей думать. А все остальное они усвоят сами.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать