Участники Новосибирского политического клуба провели открытое заседание, посвящённое проблеме образования
Представители молодежных организаций, собравшиеся на заседании, спорили о том, есть ли в России образование, отвечающее запросам современности, обсуждали, что волнует современную молодежь, о чем беспокоится бизнес, чем занимаются чиновники.
Вывод, сделанный молодыми людьми в ходе дискуссии: утверждение о том, что российское образование лучшее в мире, мягко говоря, не соответствует действительности.
На общемировом рынке образования Россия занимает лишь
Больше всего активистов новосибирских молодежных организаций волнует «утечка мозгов» за рубеж: «Очень многие наши сверстники изначально ориентируются на Запад. Более того, наша
Почему наша молодежь предпочитает отечественным вузам западные? На этот вопрос попытался ответить молодежный мэр Новосибирска Максим Чуркин: «Национальный проект «Образование« направлен, главным образом, на повышение зарплаты учителям. Это, конечно, очень хорошо. Но,
Константин Малышев поддержал коллегу конкретным примером: «Все говорят, что у нас явное перепроизводство юристов и экономистов. Не так давно я пытался подобрать юриста для своей фирмы и не смог этого сделать, потому что подготовка выпускников вузов не соответствовала требованиям сегодняшнего рынка юридических услуг».
Представитель Академии регионального развития Вера Пронькина видит решение проблемы в том, чтобы параллельно уже существующей системе строить новую. И государство, желающее идти по инновационному пути развития, должно активнейшим образом участвовать в выстраивании новой системы образования: формировать госзаказ на специалистов, выдавать кредиты на обучение, инициировать общественные дискуссии на тему, каким должно быть образование.
Впрочем, по мнению члена «Молодой гвардии» Леонтия Коновалова, государство не может единолично формировать глобальный заказ на молодое поколение, так как, кроме государства, есть еще бизнес, который тоже нуждается в специалистах. Сейчас в первую очередь бизнес страдает от недостатка квалифицированных кадров, так как выпускники государственных вузов, подготовленные «по старинке», не готовы работать в рыночных условиях. Однако бизнес не спешит включаться в строительство нового образовательного пространства, чем, по мнению Леонтия Коновалова, роет себе могилу.
Еще одна проблема: наша молодежь утратила способность к самоопределению. Этот факт вкупе с разрушенной системой профориентации тоже не на пользу обществу. Максим Чуркин привел такую ассоциацию: «Если в городе хоккейный клуб хорошо играет, в этом городе обязательно случается всплеск интереса к хоккею у молодежи. Я сейчас не могу назвать ни одной сферы деятельности, способной вызвать всплеск интереса к себе. Молодые люди не знают, куда им пойти учиться, чтобы потом быть успешными и востребованными. Поэтому вуз зачастую выбирают не по призванию, а по принципу близости к дому».
И получается замкнутый круг: поколение «пофигистов» не может произвести прорыв
Главное, что, по мнению молодежных активистов, нужно сделать сейчас: перестроить образовательные программы так, чтобы они были направлены не на освоение определенного количества фундаментальных знаний, а на приобретение навыков, необходимых современному человеку, готовность перестраиваться кардинально в связи с меняющимися требованиями рынка, быстро осваивать новые виды деятельности. Одним словом, резюмировала Вера Пронькина, вузы должны учить молодых людей думать. А все остальное они усвоят сами.