Возвращённый рай

20 апреля католические богословы убедили себя и весь католический мир, что невинные младенцы, независимо от того, были они крещены или нет, сразу попадают в райские обители вместе с душами праведных. Католики вздохнули с облегчением. А православные?

Об участи младенцев, умерших некрещёными, христиане беспокоились во все времена

На прошлой неделе многие СМИ комментировали решение Ватиканской международной комиссии видоизменить католическое учение об участи младенцев, умерших некрещёными. 20 апреля католические богословы убедили себя и весь католический мир, что невинные младенцы, независимо от того, были они крещены или нет, сразу попадают в райские обители вместе с душами праведных.


Фото с сайта www.vodaspb.ru

До этого считалось, что они находятся в так называемом лимбе — месте, пограничном между раем и адом, и вот столь революционное догматическое решение было одобрено Папой Бенедиктом XVI, который ещё будучи простым кардиналом высказывался о несостоятельности данного учения, называя его «всего лишь богословской гипотезой». Теперь, воспользовавшись своими безграничными полномочиями, бывший кардинал Йозеф Ратцингер решил довести свои высказывания до логического конца. И миллионы католиков, чьи сердца терзали мысли об участи их детей, умерших в младенчестве некрещёными, вздохнули с облегчением. Католики-то вздохнули, а православные? Каково учение Православной церкви о загробной участи некрещёных младенцев?

О том, наследуют ли Царство Небесное души младенцев, умерших некрещёными, спорили ещё в первые века христианства. На самом деле, с одной стороны, Христос сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие«, а с другой — за что лишать вечного блаженства младенца, который, может, и «агукать»-то не научился? А куда попадут души младенцев, которых убили ещё до того, как они увидели Божий свет? Ведь, согласно христианскому учению, душа у человека зарождается в момент зачатия, и убитые зародыши — это вовсе не часть тела женщины, которым она может распоряжаться по своему усмотрению, а пусть физически и не сформировавшиеся, но уже люди.

Часто в православных книжках о посмертных мытарствах печатаются рассказы с душераздирающими сценами из видений загробного мира. Подробно описывается, как ангелы (иногда бесы) показывают женщинам, сделавшим аборты, страшные ямы, где по колено в крови стоят когда-то ими загубленные во чреве, но уже повзрослевшие младенцы. Естественно, матери не узнают своих выросших чад, но те с криком: «Мама!» тянут к ним окровавленные руки. Эти жуткие повествования стали поводом для появления специальных молитв, в которых матери молят Бога помиловать загубленных ими детей. Молитвы эти пользовались среди прихожанок огромной популярностью до тех пор, пока священники не стали призывать свою нагрешившую паству прежде всего заботиться о собственной участи и молиться, чтобы Бог простил их за совершённые деяния, а об участи безгрешных погубленных душ Всемилостивый Господь позаботится Сам. На конкретный же вопрос, а как именно Господь позаботится о них, ответил ещё в IV веке один из столпов Церкви святитель Григорий Нисский: «Будет так, что некрещёные младенцы не будут ни допущены до райского света, ни обречены на кару, так как не согрешили». То есть отведёт им Господь подобающее место, где им будет не так радостно, как в раю, но в меру хорошо.

Этого мнения долгое время придерживались все христианские Церкви, даже после 1054 года, когда единая Церковь раскололась на две части: Западную (католическую) и Восточную (кафолическую, или православную). Католическое же учение о лимбе появилось после 1439 года, когда на Флорентийском соборе был установлен догмат о чистилище — промежуточном месте между адом и раем, в котором души людей, которые не совершили смертных грехов, но накопили мелких, перед тем, как попасть в рай, горят в очищающем огне. В одно из отделений чистилища были определены и души некрещёных младенцев. И вот по инициативе папы Бенедикта XVI появилось новое учение, сформировавшееся в следующее заключение богословской комиссии: «Рассмотрев множество факторов, мы пришли к заключению, что есть серьёзные богословские и литургические основания надеяться, что младенцы, умирающие некрещёными, будут спасены и смогут наслаждаться блаженным лицезрением Господа».

Осторожная фраза «есть основания надеяться» говорит о многом: никто не может с полной уверенностью сказать, что там происходит конкретно за пределами земного бытия, и никто из живущих на земле не может решать за Бога, кого куда определить, но, тем не менее, надеяться на лучшую долю никому не возбранено. А чтобы не искушать судьбу, и православные, и католики крестят детей в младенчестве, что вызывает возражение у протестантов: дескать, как можно крестить ребёнка, если он в силу своего возраста не может осознанно верить в Бога. Крестят же их по вере крёстных, которые дают перед Богом обещание воспитывать ребёнка в христианских добродетелях. А раз они это обещание дают, то со временем с них Бог и спросит не только за их деяния, но и за грехи их крестников. Церковь всегда предупреждает крёстных об их ответственности перед Богом, и в практике бывали случаи, когда после этого предупреждения некоторые потенциальные крёстные отказывались от своего почётного титула: сами, мол, в грехах, как в шелках, а тут ещё за крестника отвечай.

За тысячелетнюю историю раскола Католическая церковь ввела множество новых догматов и учений. И учение о лимбе, которое ликвидировал Папа Римский — одно из них. Этот факт вызвал неоднозначную реакцию у некоторых католиков: а не продолжит ли новый Папа ревизию католических догматов, которые стали основной причиной углубления разделения между православными и католиками. Как говорится, поживём — увидим, но как бы ни поступил Папа Римский, католикам любое его новшество придётся смиренно принять, ведь, согласно ими же установленному догмату, все решения Папы Римского непогрешимы.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать