Медицина сегодня получает большую финансовую поддержку государства и от неё ждут соответствующей отдачи. А если не получают? Где и как добиваться справедливости?
Все мы — кто часто, кто пореже — обращаемся за врачебной помощью. И не секрет, что качество этой помощи нас устраивает далеко не всегда. Поговорите со своими знакомыми, и вы убедитесь в этом.
Но сейчас, когда внедряется национальный проект «Здоровье», с медицины особый спрос. Люди считают, что если у современного здравоохранения улучшилась финансовая подпитка, то и качество медицинского обслуживания должно быть на высоте. Но практика показывает, что до идеала еще далеко. Что же делают недовольные в спорных случаях? Конечно, идут жаловаться. И нередко в самые серьезные инстанции. Например, в управление Росздравнадзора по Новосибирской области. О наиболее распространенных претензиях, с которыми обращаются новосибирцы, рассказала руководитель управления Людмила Галагуш:
— Новосибирцы приходят с самыми разными вопросами, имеющими отношение к медицине. И это вполне объяснимо — наша служба имеет право проверить любое учреждение здравоохранения, и муниципальное, и коммерческое.
Чаще всего люди жалуются на качество оказанных им медицинских услуг. Одному плохо сделали операцию, другому недолечили зуб, третьему оказали амбулаторную помощь, хотя, как считает пациент, необходимо было направить его в стационар… Наиболее «популярная» претензия, это когда люди недовольны, что их не определяют на лечение в федеральные медучреждения, где, как считается, могут оказать более высокотехнологичную помощь.
Чего же хотят авторы жалоб? Если речь идет о муниципальном предприятии, требуют наказать врача, если о частном — просят помочь вернуть деньги, потраченные на лечение.
— А по льготному обеспечению лекарствами к вам обращаются?
— Нечасто,
— Но ваша служба тоже подключается, помогает новосибирцам?
— При необходимости мы содействуем решению некоторых проблем.
Конечно, мы можем привлечь экспертов и провести расследование, но обычно в том случае, когда есть сомнение в том, правильно ли была оказана медицинская помощь. Однако начинать все же надо с «местного» руководства, с беседы с главврачом, таков порядок.
Если пациент недоволен обслуживанием в частном медицинском центре, кабинете или другом подобном предприятии, где ему не идут навстречу, не возвращают деньги, то спор может разрешиться в суде. Туда и надо обращаться.
— Самую болезненную реакцию больных вызывает, как известно, грубость, равнодушие медицинского персонала. Но как доказать, что это было, ведь нервный разговор часто идет без свидетелей…
— Действительно, подобные нарушения труднодоказуемы. Поэтому об оскорбительном поведении сотрудников надо говорить, опять же, с первым лицом учреждения. Главный врач скорее узнает от провинившегося, как же было дело, и сумеет восстановить справедливость. В его арсенале средств воздействия — немало разнообразных административных мер. Есть среди них и очень серьезные, например, руководитель может снять надбавку с зарплаты врача, а сейчас это ощутимые суммы.
— Что предпринимает ваше управление, если жалобы достаточно серьезные или часто приходят на конкретное учреждение?
— Наши специалисты могут провести проверку работы этого медицинского учреждения. Если обнаружены нарушения, составляется протокол — на юридическое лицо или на частного предпринимателя. Этот документ направляется в суд, там и принимается решение, как наказать виновных. Административные штрафы бывают достаточно весомыми: и пять, и пятьдесят тысяч рублей. Суд может даже приостановить или аннулировать действие лицензии, а это уже — серьезные финансовые потери. Поэтому те, кто допустил нарушения, стремятся скорее исправить положение дел в своем коллективе. Но такие крайние меры применяются нечасто, в течение последних двух лет была аннулирована только одна лицензия и действие нескольких приостановлено.