Нянька или коллектив?

Нянька или коллектив?
Чем принципиально отличаются занятия на подготовительных курсах от индивидуальных штудий и что следует выбирать? В поисках ответа на этот вопрос мы обратились к специалистам: то есть к самим репетиторам.

Новосибирские педагоги — о плюсах и минусах индивидуальной подготовки к экзаменам

Когда конкурс — десять человек на место, волей-неволей задумаешься о том, как же его пройти. Вариантов подготовки не много, но они есть. Практически все вузы предлагают подготовительные курсы «в ассортименте», на которых можно учиться и год, и месяц по ускоренной программе. И все же многие выпускники предпочитают заниматься с репетиторами.

Общение с педагогом один на один принесет хорошие результаты

Чем принципиально отличаются занятия на подготовительных курсах от индивидуальных штудий и что следует выбирать? В поисках ответа на этот вопрос мы обратились к специалистам: то есть к самим репетиторам.

Зинаида Картышева (педагог-математик) уже десять лет занимается репетиторством и считает этот метод обучения более действенным:

— Я работаю и со школьниками, которые не очень хорошо понимают математику, и с абитуриентами. Вот, к примеру, сейчас занимаюсь с девочкой, которая в этом году будет поступать в нархоз. Она отличница, учится в специализированном математическом классе. И все же она не совсем уверена в своих силах. Мы уже год занимаемся углубленно. Результат налицо. Индивидуальные занятия помогают ученику как следует сосредоточиться на заданиях. А на подготовительных курсах могут заниматься только очень усидчивые люди. Там можно отвлечься, прослушать что-нибудь очень важное, упустить одну крошечную деталь — и все потеряно. Бывает, что попадаются очень стеснительные ученики. Они боятся что-то переспросить, уточнить. Если им сложно задать вопрос даже человеку, который сидит напротив, что уж говорить про педагога подготовительного курса?

Филолог Вячеслав Скрипко считает, что один из основных плюсов подготовительных курсов заключается в том, что абитуриенты на них знакомятся, после чего значительно проще учиться на первом курсе — они уже знают много людей с потока.

— Но, с другой стороны, институт — это не только «тусовка», а обучение, — считает педагог. — И для того, чтобы начинать общаться с однокурсниками, надо для начала поступить. А ни для кого не секрет, что индивидуальные занятия приносят больше пользы. Ведь общение с педагогом один на один принесет хорошие результаты. Программа составляется индивидуально, а не по определенной стандартной схеме. Кто-то не успевает за этой системой, кто-то, наоборот, ее обгоняет. Что же касается моего предмета, могу сказать, что у многих наибольший страх вызывает именно сочинение. А как подготовить к сочинению целую группу? Им надо просто рассказать основные моменты. Я же с каждым своим студентом работаю индивидуально, чтоб он мог сам проанализировать литературное произведение, сам понять смысл. Так же мы работаем над орфографией и пунктуацией. Можно гениально написать сочинение, допустив при этом огромное количество ошибок. Я даю своим студентам простор для мыслей, не упуская из поля зрения грамматику. А от них требую взамен только начитанности.

Маргарита Карманова, педагог-историк, честно призналась, что главная выгода индивидуальных занятий заключается в стоимости:

— Я беру двести рублей за полуторачасовое занятие. Это довольно дорого, даже по нынешним меркам. Но никак не дороже подготовительных курсов. С одной стороны, подготовительные курсы — штука хорошая. Они придают абитуриенту больше уверенности. Он уже разбирается в институте, в педагогах. На вступительных экзаменах он спокойнее, в знакомых кабинетах. Есть у меня только одно сомнение. На подготовительных занятиях не дают достаточно знаний, точнее, далеко не все умеют их получать. Только представьте — человеку шестнадцать лет, на улице весна, светит солнце, так хочется на улицу! А приходится сидеть в душной аудитории. О каких знаниях может идти речь, если голова забита другим? Понятно, что индивидуальные занятия тоже не могут гарантировать стопроцентной отдачи. Только разница в том, что репетитор в любой момент может «пнуть», вернуть к жизни задумавшегося ученика. А педагог из института «отсутствующих», как правило, не замечает.

Если подытожить, то получается, что, с точки зрения педагогов, подготовительные курсы имеют массу плюсов, но с одним «небольшим условием»: абитуриент должен быть собранным, усидчивым, и к тому же обладать умением получать знания. А вот «нянчиться» и силком запихивать знания в буйную голову никто не будет — не детский сад все-таки, а высшая школа!

А самые дальновидные абитуриенты совмещают, как правило, оба способа подготовки, приобретая у репетитора знания в индивидуальном порядке и параллельно привыкая к требованиям конкретного вуза и будущему студенческому коллективу на подготовительных курсах.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать