Новосибирск 8 °C

Владимир Иванов — о главных направлениях образовательной политики в НСО

24.04.2007 00:00:00

Качество и доступность

Накануне выпускной и абитуриентской кампании корреспондент «ВН» встретилась с руководителем департамента образования Новосибирской области Владимиром Ивановым. Владимир Викторович рассказал о новых подходах к деятельности образовательных учреждений области, а также о главных направлениях образовательной политики в нашем регионе.

Фото Сергея ПЕРМИНА

— Каково основное направление образовательной политики в Новосибирской области?

— Главное, к чему мы стремимся, — обеспечить качество и доступность образования. Об этом сейчас говорят очень много. Ни для кого не секрет, что в разных школах учат по-разному. Например, «пятерка» в одной школе может едва дотянуть до «тройки» в другой. Точно так же отличник из сельской школы или с окраины при поступлении в вуз может оказаться гораздо менее конкурентоспособным, чем пятерочник из гимназии. В последние годы эту ситуацию в значительной степени компенсирует ЕГЭ. Но все равно в этой сфере еще очень много работы.

А есть ли более-менее четкие критерии качества образования?

— Сейчас как раз перед нами стоит задача — разработать систему оценки качества образования. В основе этой системы будет лежать то, насколько работа учителей удовлетворяет требованиям общества и родителей учеников. Впрочем, для того, чтобы сделать вывод, качественное или некачественное образование дают в той или иной школе, можно просто просмотреть результаты экзаменов, процент поступления выпускников в вузы, участие ребят в олимпиадах. И все же главный критерий качества образования — насколько успешен ученик в школе, хочется ли ему ходить на занятия, нормальные ли у него отношения с учителями и одноклассниками. Успешность — это ведь не только и не столько пятерки в дневнике. Может быть, ученик не блещет способностями к математике, но руки у него золотые. Педагоги это увидели, начали развивать талант — человек стал успешным, потому что занимается любимым делом, и его в этом поощряют. Вот какими должны быть критерии успешности ученика и качества образования! Нельзя говорить о качестве образования в той школе, из которой ученики толпами переходят в другие школы или просто бросают учебу. Или в которой учителя делают все возможное, чтобы сбагрить «неудобного» школьника куда-нибудь.

— Существуют ли методы воздействия на учителей и директоров школ, из которых «бегут» ученики и которые сами выгоняют детей?

— Очень эффективный метод — подушевое финансирование, на которое с 2007 года начали переходить школы нашей области. Суть подушевого финансирования: деньги приходят за учеником. Чем меньше детей, тем меньше денег. Соответственно, школы, из которых уходят ученики, будут закрываться, переходить в состав других школ. Однако здесь надо сделать оговорку о ряде сельских школ, которые нельзя закрывать даже в том случае, если в них учатся 2–3 ученика, потому что других школ поблизости нет. Такие школы все равно будут существовать и будут финансироваться из бюджета.

— Можно ли назвать несколько школ, в которых качество образования наиболее высокое?

— По правде говоря, это неблагодарное занятие. Потому что, назвав одну-две, я не скажу о десятках хороших школ в нашей области. Безусловно, высокое качество образования дают лицеи и гимназии. Там очень хороший уровень подготовки педагогических кадров, практически стопроцентная поступаемость в вузы, и не только в новосибирские. Из аэрокосмического лицея, например, ежегодно порядка 10 человек поступают в московскую «бауманку». В школе N 130 в прошлом году было два победителя международных олимпиад. Один уехал в Москву, другой поступил в один из новосибирских вузов. Мы всегда говорим, что новосибирские вузы не хуже московских. К нам едут поступать из многих городов России, из Казахстана, Бурятии.

— Расскажите подробнее об участии новосибирских ребят в различных предметных олимпиадах?

— Мы входим в золотую дюжину регионов, регулярно показывающих высокие результаты на олимпиадах. Каждый год в нашей области — примерно 30 победителей и призеров по разным предметам. Лучшие результаты показывают учащиеся новосибирских школ по физике, информатике, биологии. В этом году у нас восемь участников заключительного этапа российской олимпиады по биологии. Несколько лет назад был тяжелый период, когда на олимпиады ребятам приходилось ездить за свой счет. В результате ряд талантливых детей, чьи родители не могли заплатить, оставались «за бортом». Сейчас эта проблема решена. В областном бюджете имеются средства, достаточные для поездок на олимпиады.

— В центральных СМИ прошли сообщения, что готовится закон о возвращении обязательного среднего образования. Как вы к этому относитесь?

— Положительно. До настоящего времени была такая практика: нерадивый ученик бросал школу после 5–6-го класса, получал в специальной группе в училище какую-нибудь несложную рабочую профессию и шел, к примеру, на стройку. Теперь мы будем даже профессиональные училища ориентировать на обучение на базе 11 классов. Потому что работать, скажем, на заводе им. Чкалова с образованием пять классов невозможно. Даже в сельском хозяйстве сейчас комбайны с компьютерным управлением! Кстати, по данным статистики, 99 процентов новосибирских девятиклассников желают продолжать учебу в 10-м классе. И лишь один процент уходит из школы с неполным средним образованием.

— А как будут заставлять учиться тех, кто не хочет?

— Если будет соответствующий закон, то те, кто не желает учиться, станут правонарушителями. Для правонарушителей существуют спецшколы, специнтернаты. На родителей будут подавать в суд. Один подобный прецедент в нашей области уже есть: отдел опеки подал в суд на родителей, которые по непонятным причинам не пускают своих детей в школу.

— Сколько выпускников 11-х классов будет в нашей области в этом году?

— Около 25 тысяч.

— На выпускных испытаниях их ждут какие-то новшества?

— Главное новшество: в этом году мы ввели обязательный ЕГЭ по русскому языку. Тесты по русскому все школьники Новосибирской области будут писать 29 мая. Все остальные экзамены в нашей области, как и прежде, можно сдавать по выбору: либо в форме ЕГЭ, либо традиционно — по билетам. Такая ситуация продлится до 2009 года. Этот срок законодатели определили для окончательного внедрения ЕГЭ.

— Что касается выбора, можно ли, в рамках действующих правил, не только выбрать форму аттестации, но и избежать сдачи экзамена по нелюбимому предмету?

— Теоретически да. В одиннадцатом классе ученик должен сдать не меньше пяти и не больше шести экзаменов. Если он, например, очень любит математику, но при этом не любит биологию, он может сдать математику как в традиционной форме, так и в форме ЕГЭ. А биологию при этом не сдавать вообще.

— Как изменится «вес» школьных медалей в связи с введением ЕГЭ?

— Медалистам могу сообщить две не очень приятные новости: льготы при поступлении для них отменены. Теперь в вузы поступают по баллам в сертификате ЕГЭ, либо сдают вступительные экзамены на общих основаниях. Один вуз устанавливает для себя проходной балл — 80, другой — 60. Максимальное количество баллов, которые можно набрать на тестировании, — 100. Так что медаль останется лишь наградой, но не «пропуском» в студенческую аудиторию. Кроме того, с этого года введено положение, согласно которому получить медаль могут только выпускники, аттестованные по всем предметам. То есть, если ученик был освобожден от физкультуры, медаль он не получит, даже если по всем другим предметам имеет «пятерки».

— Все ли вузы в Новосибирске принимают сертификаты ЕГЭ?

— Все, кроме таких специфических, как консерватория, театральный институт, военный институт, медицинский университет. Но, поскольку у нас на территории области существует двойная система выпускных испытаний, вузы тоже обязаны предоставлять абитуриентам выбор: хочешь — поступаешь по сертификату ЕГЭ, хочешь — сдаешь вступительные экзамены в традиционной форме.

— В прошлом году 20 школ города выиграли президентские гранты в миллион рублей. В этом году президентский конкурс тоже был. Итоги уже известны?

— Да. Пятьдесят четыре школы Новосибирской области получили миллионные гранты от президента. Из них 33 учебных заведения находятся в сельской местности и 21 школа — в городе. Недавно стало известно, что наш регион вошел в число тех, чьи инновационные проекты в области образования получат поддержку из федерального бюджета. Это тоже отрадно.

— Чтобы и впредь поддерживать имидж центра науки и инновационно продвинутого региона, каковым считают наш город, нужно постоянно повышать образовательный уровень педагогов?

— Сейчас это делается на базе НИПКиПРО. Именно на это учреждение выделяются централизованные средства. Ежегодно порядка 10 тысяч учителей проходят обучение в НИПКиПРО. Но кафедры повышения квалификации учителей есть и в других учебных заведениях. Сейчас мы отрабатываем систему финансирования, при которой учитель сможет повышать квалификацию в любом понравившемся ему вузе. Думаю, большое значение как в деле повышения квалификации учителей, так и в деле повышения качества образования имеют информационные технологии. Мы первые в России подключили к Интернету больше тысячи школ и создали Новосибирскую открытую областную образовательную сеть. Сейчас в области осталось меньше ста школ, в которых нет компьютеров с выходом в Интернет. За пять лет мы обучили работе на компьютерах две трети всех учителей. Теперь остается решить только одну проблему: защитить школьников от негативного влияния Интернета — чтобы компьютеры использовались только для обучения, а не для путешествия по деструктивным сайтам.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: