Пейзаж после шопинга

Магазины и магазинчики, супер- и гипермаркеты, рынки и микрорынки, торговые ряды, киоски и товары прямо на земле — из ящика, с газетки… Мы стремительно влетели из распределения в «благоденствие», в эту мечту народов.Как нам живётся в «обществе потребления», которым когда-топугали советских людей?

Как нам живётся в «обществе потребления», которым когда-то пугали советских людей?

Магазины и магазинчики, супер- и гипермаркеты, рынки и микрорынки, торговые ряды, киоски и товары прямо на земле — из ящика, с газетки… Граждане и гражданки с фирменными пакетами, с корзинками, с сумками, с рюкзаками и заплечными мешками… Грузят в багажники машин, тянут на тележках, несут в охапке… Иногда, особенно перед праздниками, кажется, что наш народ никак не может наесться, напиться. Иногда думаешь, как же мы жили раньше, чем питались, когда все было по талонам. Мы стремительно влетели из распределения в «благоденствие», в эту мечту народов (вспомним Карцева!). Наш человек в обществе потребления — тема беседы с заведующим кафедрой психотерапии и психологического консультирования Новосибирской медицинской академии, главным психотерапевтом области, профессором Владимиром ЗАВЬЯЛОВЫМ.

— Владимир Юрьевич, молодежь не может себе представить пустых прилавков. Мы забыли слова «достать», «выбросили», «дают», «взяла», «с черного хода«, «из-под прилавка», «по блату», «заказ», «паек»…

— А вспомнить полезно, хотя бы для того, чтобы порадоваться тому, что есть. Пожилые люди среди моих клиентов признаются: им приятно это изобилие товаров, они не жалуются, что не могут многое купить. Им радостно просто зайти и посмотреть. Товары могут радовать глаз. Помните, какие в каждый отдел были очереди. Сейчас в больших магазинах все на виду, все доступно, все можно посмотреть…

— Психологи говорят, что покупки, выбор товаров улучшают самочувствие, в столь волнующие моменты выделяется какое-то вещество — допамин. Но как быть тем, кого сейчас называют малоимущими? Кто-то берет все самое лучшее и помногу, а кто-то считает копейки, чтобы купить лишь самое необходимое и подешевле, не стесняется брать уцененные товары. Чем зависть, обида чреваты для человека?

— Все зависит от состояния человека, его оценки. Зависть — та ржавчина, которая съедает радость. Завистливый человек не может радоваться. Это может обернуться неврозом. Но даже и не в болезни дело: если жизнь безрадостна, то смысла в ней нет.

— Как оградить себя от таких состояний? От негативного воздействия такого гигантского количества товаров, если ты из всего этого изобилия мало что себе можешь позволить? Как удержаться от гнетущих мыслей?

— Товары, магазины для многих — это некая витрина жизни, которая имеет двоякое воздействие. С одной стороны — укоры себе, что ты не можешь чего-то купить, с другой — стимул к действию, к работе. Мир, наполненный товарами, мотивирует людей к движению.

— А что происходит с молодежью, с детьми. Торгуют в школах, мальчик продал однокласснику мобильник, а он на второй день сломался. Ориентируются по одежке, кто с какими доходами.

— Дети общества потребления — особая тема. Они понимают, что деньги — главный фактор жизни, у них очень быстро формируется потребительское поведение, в школах распространены, можно сказать, товарно-денежные отношения. Из этих деток вырастут люди, способные жить в обществе потребления, они приспособятся к конкуренции, научатся уменьшать риск быть обманутыми.

— Ребенок небогатых родителей становится изгоем…

— Надо учить их добиваться успеха в другом деле. Например, ты мастер велосипедной акробатики или брейк-данса, ты этим интересен, хотя у тебя штаны старые и не модные…

— Торговля невозможна без рекламы, она везде, зазывает, обольщает, сулит скидки, давит…

— Самая вредная — реклама медицинских товаров, лекарств. Несколько лет назад я писал в своей книге, что наибольшим потенциалом в деле воспитания Неистощимого Потребителя обладает как раз реклама лекарственных препаратов. Людей пугают болезнями. В аэропорту Домодедово в туалете перед каждым писсуаром реклама какого-то препарата от аденомы. Самое отвратительное, когда реклама беспардонно влезает в интимную жизнь человека. Культ телесности вызывает у людей массово-ипохондрическую культуру — сомнение в здоровье, страх болезни. Общественная ипохондрия означает, что слишком много культа тела, а при культе тела потреблению нет границ. До такой степени, что тело, о котором столько забот, может заболеть. Реклама формирует различные культы. У девочек, например, массовая ипохондрия, раньше даже ставили диагноз — дисморфофобия, то есть недовольство формой своего тела, своим лицом. Сейчас это явление рассматривают уже почти как норму. Женское тело стало товаром, а товар должен быть стандартным. Процесс такого неприятия самой себя может длиться довольно долго. Отсюда и сильные переживания: девочка, девушка ощущает себя постоянно несчастливой, а это еще хуже болезни, это опустошает душу.

— Торговля, реклама, мода — все накрепко связано. Молодежи хочется быть, как все, и хочется выделиться…

— Редко кто осмелится пойти против моды, мода — прессинг. Человек постарше может быть свободен. А в молодости свобода не нужна, для молодого человека главное — чтобы все было в кайф. Чтобы быть свободным, надо мозги натренировать очень хорошо…

— Приходится слышать, что люди даже опасаются ходить в супермаркеты, поскольку часто берут ненужное, как бы теряют голову.

— Большой магазин так устроен, так спланирован, чтобы человек набирал много. Впрок. В этом ничего плохого нет, так как можно раз в неделю заходить. Хотя можно и недельный запас съесть за день. Если уж у нас наступила такая благодать, то человек должен научиться контролировать себя, научиться экономить. Избыток развращает. Насчет того, что реклама давит, заставляет покупать то, что не нужно, так это миф. Все нормальные люди в нормальном состоянии всё делают сознательно. И нечего кивать не бессознательное. Уловка у продавца одна: сделать покупку легкой и приятной. Или навязать товар. Но сейчас даже на понижение цен люди уже реагируют подозрительно…

Как-то, еще в советское время, я была в круизе и видела рекламу сливочного масла, это был шок: как можно рекламировать то, что выдается по талонам! Тогда же у нас периодически сообщали, что в богатых странах многие не чувствуют себя счастливыми, хотя у них все есть. Говорят, теперь и у нас появились такие…

— Да, мы отмечаем сейчас так называемые ноогенные неврозы, в основе которых потеря интереса к жизни. Чаще всего недуг настигает тридцатилетних, чуть старше, успешных, состоятельных…

— Странно, с одной стороны, у нас очень много бедных, с другой — болезни от излишков. Увеличение количества товаров провоцирует ухудшение качества жизни?

— Потребление — вид наркомании. Простой пример. Человек съедает больше, чем может потратить калорий. Следствие — переедание и избыток веса. Независимо от того, бедный или богатый. На дешевых продуктах вес набирается легче. В мире это колоссальная трагедия. Люди перестают двигаться. Многие работают дома. Можно вообще не выходить, все привезут, только позвони… И ничего нельзя сделать. Нас тоже такое ждет лет через десять. И что? Отсос жира, резекция кишечника? Получается странно: с одной стороны, переедание, с другой — развитие медицины, ищущей средства борьбы с недугами. Как в рекламе: наелся, принял таблетки от переедания и ешь дальше. Это безумие. Культ тела и все, что связано с телесным удовольствием, будут иметь далеко идущие последствия… А ведь люди давно поняли — надо сопротивляться плоти. То, что называют словом «грех», все связано с неумеренным потреблением…

— Во что превратится наше общество?

— Пока что идет реклама рынка потребления. Наш Олимп — эстрада, все эти шоу, зазывалы… Все на потребу потреблению. А оно отучает трудиться. Для человека важно научиться работать. Зритель — неумеха, фактически недееспособный. Но есть люди, которые понимают и не принимают такое общество потребления, их десять-пятнадцать процентов, не больше. Будут критиками, будут сопротивленцами. Каждый решает, к кому себя отнести. Или к серой массе, или к сопротивленцам… Если все же мы идем своим путем, хочется надеяться, что это так, то, может быть, удастся избежать многих бед, в том числе и болезней от скуки, от потери интереса, от переедания, наконец…

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать