«Cедьмое небо»: там, где кончаются слова

Джаз сам по себе явление экспериментальное, что же касается этнических мотивов «Седьмого неба», то они придают этому эксперименту поистине космический размах.

Безвоздушное музыкальное пространство

Выступление трио «Седьмое небо» в кафе-кабаре «Бродячая собака» 11 апреля позволило гостям причаститься джазовой гармонии, а музыкантам — показать себя во всей полноте звукового новаторства. Джаз сам по себе явление экспериментальное, что же касается этнических мотивов «Седьмого неба», то они придают этому эксперименту поистине космический размах.

Галина Беляева

То же, что можно сказать о политике и о космонавтике, — искусство баланса сил — можно применить к творчеству этого коллектива. Так что в канун Всемирного дня космонавтики эта музыка звучала особенно актуально: вполне возможно, что «Седьмое небо» — это не только предельное творчество, но и нечто, располагающееся в районе космоса…

«Баланс сил» в случае с «Седьмым небом» — это конкуренция, или, скорее, симбиоз нескольких стилей и подходов. Как признаётся Виктория Чековая (вокал), вопрос о том, какого направления придерживается ансамбль, — наиболее часто задаваемый и даже риторический, то есть не имеющий прямого ответа, но его подразумевающий. Что ж, искусство едва ли подотчётно жёстким схемам, и «Седьмое небо» — один из самых сложно классифицируемых коллективов в Новосибирске.

Традиционно трио причисляют к направлению world music, что наиболее адекватно переводится как этника, народная музыка. Формально это действительно подходит: кларнет, волынка (Галина Беляева) наличествуют. А как же быть с джазовой основой и классическим вокалом Вики Чековой?

Однако скрупулезный анализ требуется лишь тогда, когда его кто-то потребовал. Не стоит забывать о том, что всякое сценическое действо прежде всего драматично по своей природе, а значит, речь уже идёт об эмоциях и силе их воздействия. А она есть. Кстати, девушки однажды попробовали показать фрагмент из звукодрамы «Там, где кончаются слова» (представление без слов) в несколько гастрономической обстановке кабаре. Так вот, в перерыве между отделениями администрация попросила их перестать: люди в зале… перестали жевать.

Творческие планы музыкантов затрагивают и пластическую драму. Так что синтез искусств, неизбежный и столь приятный в наше время, находит мощное развитие в этой команде. Думается, здесь можно говорить даже о слиянии эпического и драматического: folk мотивы (например, песня «Сирин») и музыка на стихи Кольцова, сопровождаемая фортепианными соло Елены Скоробогатовой, — всё это нераздельно.

Однако у таких ансамблей всегда есть риск «провиснуть» между кабаком и академической сценой.

Впрочем, к проблеме форматов эти музыканты относятся оптимистически (то, что гости выпьют пива или, на худой конец, сока, не так уж страшно): им, видимо, удаётся по-разному воздействовать на публику разной подготовленности.

Ольга ЗАВАРЗИНА,

студентка журфака НГУ

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать