Новый «хит» от креативных студентов: загляни в «трубу» и получи «отлично»

Новосибирские старшекурсники уже используют современные технологии для более комфортной сдачи экзаменов и зачетов. Для этого они придумали программу, которая автоматически создает электронные шпаргалки. И подглядывать в них можно практически с любого мобильного телефона, которому доступен Интернет.

Мобильный путь к диплому и знаниям

Не каждый студент становится научным работником, но каждый ученый в прошлом студент. Именно в стенах родной alma mater зарождалось в них и крепилось намерение, как говорил выдающийся физик-теоретик академик Аркадий Мигдал, удовлетворять собственное любопытство за счет государства, т.е. заниматься наукой. Правда, чтобы так сформулировать суть науки, ему потребовались годы и признание. А в студенчестве, надо думать, ему ничего не было чуждо из развлечений и шалостей сверстников. Да и не ему одному из великих.

Вряд ли французский физик Жозеф Луи Гей-Люссак был паинькой-школяром, если уже в зрелые годы, впервые выведя формулу воды, отметил свое открытие весьма эмоционально: пустился в лаборатории в пляс, отбивал такт башмаками, выдолбленными из дерева. Не думается, чтобы и известный русский химик Александр Бутлеров слыл среди товарищей по университету тихоней, поскольку, будучи уже известным ученым, оставил в доме своего знакомого память о себе в виде согнутой под букву «Б» кочерги. И есть сомнения, что английский математик Харди не всегда самостоятельно сдавал экзамены в молодые годы, поскольку много позже перед выступлением на конференциях перед коллегами всегда сообщал по секрету, что намерен рассказать о доказательстве дзета-гипотезы Римана (одной из самых заманчивых нерешенных математических проблем). И не рассказывал. А однажды признался, что это его стандартная тактика: если с ним вдруг случится что-то фатальное по дороге на конференцию, все будут думать, что Харди перед смертью сумел доказать гипотезу Римана…

В общем, все ученые мужи были когда-то студентами-шалунами. И поэтому к нынешним проделкам и выдумкам студентов следует относиться с пониманием и даже с осторожностью: а вдруг это — первое изобретение будущего светила?

Из студенческого толкового словарика

Шпаргалка — носитель информации, используемый на экзаменах, тестах, контрольных работах и других проверках знаний с целью подсмотреть или списать то, что испытуемый должен был выучить. Использование шпаргалок запрещено официально и критикуется с точки зрения моральных и этических норм. При обнаружении учащийся, как правило, выгоняется с экзамена с неудовлетворительной оценкой. Строгость наказания различается в разных учебных учреждениях, часто зависит от традиций страны.

Происхождение слова «шпаргалка» связано со школьным жаргоном: шпаргалы во множественном числе — «ненужные вещи, старье». В словаре М. Фасмера указывается его родство с шутливым украинским словом шпаргал — «старая исписанная бумажка». Через польск. szpargal «старая исписанная бумажка» (известно с XVII в.), возможно, от латинского слова sparganum «пеленка».

Между прочим, по некоторым данным, шпаргалку изобрели вовсе не гораздые на проделки студенты-школяры, а король Франции Карл Великий. Мол, запомнить, как пишутся все его регалии, монарху было не под силу, вот и изготовили придворные печатники образец, с которого Карл тщательно срисовывал свои вензеля в важные документы.

Но студенческая братия в этом деле поднаторела намного солиднее. От чернильных формул на ладошках или коленках, самописных и печатных «листовок» в носках и рукавах студенты пришли к более изощренным способам списывания. Новосибирские старшекурсники технического вуза, например, уже используют (и советуют другим) современные технологии для более комфортной сдачи экзаменов и зачетов. Для этого они придумали программу, которая автоматически создает электронные шпаргалки. И подглядывать в них можно практически с любого мобильного телефона, которому доступен Интернет.

По понятным причинам имен этих умников (последнее слово — без кавычек и без какой-либо иронии) раскрывать не будем, потому как портить отношения со своими любимыми преподавателями не входит в их планы, к тому же диплом не за горами.

Z в конце названия — напоминание о прежней безграмотности

Телефон под рукой — зачет «в кармане»
Фото Сергея ПЕРМИНА

— В «Яндексе» не всегда есть та информация, которая тебе нужна, особенно по предметам для программистов, — сетуют студенты. — И поиск отнимает много времени. Или найдешь, а она только на заграничных сайтах. А с английским языком не у всех все гладко.

Вот молодые программисты, недолго думая, решили создать собственные ресурсы по нужным предметам. Для этого с помощью специальной программы они оперативно преобразовали в обычные интернетовские страницы в текстовом варианте нужные учебные материалы, методички, билеты. Формулы, рисунки, таблички и т.д., естественно, тоже перегоняеюся автоматически. Всё это и плюс удобная навигация позволяют легко загружать страницы с мобильного телефона, а пользоваться мобильной шпаргалкой можно бесплатно. И ни тебе самописных шпор, ни учебников.

Так или почти так в 2005 году, как раз накануне сложной летней сессии, появился Mobexz — мобильный экзамен. Последняя буква в названии, по словам разработчиков, возникла случайно. Все от незнания ребятами английского языка в то время, когда создавалась программа.

Аналога такой виртуальной шпаргалки, по словам разработчиков, в России нет. Во всяком случае, не встречали. Видимо, пока это чистой воды ноу-хау новосибирских студентов. Про то, пользуются ли другие вузы их изобретением, неизвестно. Гуманитарии тоже не используют программу, хотя и по их предметам легко сделать такую шпаргалку. Например, всего за день можно скинуть какую-нибудь методичку страниц на сто-двести и выложить на бесплатный сервер. А пользоваться программой могут даже «чайники», имеющие самый дешевый мобильник, который удерживает «Яву».

Эта «шпора« не для двоечников

Первый вариант был, конечно, попроще. Сейчас — более мощная навигация и более удобные сайты, поэтому нужные материалы открываются быстро. Изначально проект разрабатывался только для студентов факультета прикладной математики. А потом уже и остальные студенты стали это дело использовать в качестве шпаргалки к экзаменам. Ведь нередко бывает: нужно сдать экзамен, а впереди только одна ночь, и полного конспекта лекций под рукой нет.

— Вот, значит, бегают студенты и спрашивают: «А нет ли у вас того-то и того-то», — рассказывает один из главных разработчиков, назовем его Кирилл. — А ты ему и говоришь: «Все просто: открывай, смотри, готовься». И заметьте, мы им не советовали откровенно списывать: они сами додумались. Пока студенты второго, третьего, четвертого курсов пользуются «шпорами» по темам: «Методы оптимизации», «Теория игр», «Уравнения математической физики», «Операционные системы и сетевые технологии» и т. д.

Вряд ли слухи о чудо-шпаргалке неведомы преподавателям, но пока они не ловили и не выгоняли с «неудом» таких «мобильных экзаменующихся». Проверено не один раз. Хорошо, что в университетах не запрещают пользоваться мобильными телефонами. Правда, одна девушка чуть не «спалилась». С видом «типа я считаю на калькуляторе» поставила страницу в режим медленного просмотра — и тут тебе преподаватель на горизонте. Хорошо, что экран у телефончика быстро погас. Успела.

Читать конспекты и лекции в мобильнике действительно очень удобно — видела своими глазами. Сжатый текст и важные формулы — буквально на ладони. Картинки тоже хорошо видны — погружаются полностью.

Разработчики мобильного проекта называют его не шпаргалкой (обидно звучит, говорят), а «скорой помощью» в подготовке к экзамену: так оно вернее будет.

— Это больше мини-пособие для студентов или материалы в оперативном доступе, чем шпаргалка, — убежден Кирилл. — А кто и как будет это использовать — на усмотрение. Кто-то просто прочитает, а кто-то спишет, но последним вряд ли это поможет: уж очень темы сложные. Утонуть при расспросах преподавателя можно будет легко. Так что это шпаргалки только для отличников или для очень умных, сообразительных, но не особо трудолюбивых студентов.

«Мы не умнее преподавателей, мы просто сделали более удобным процесс сдачи и подготовки экзаменов, — самокритично подытоживает Кирилл. — Но предела совершенству нет, так что планируем сделать что-то более новое и интересное, но уже по другим, соответственно, предметам».

В сессию мобильная помощь действительно идет на ура. Для старшекурсников такие «подглядки» уже неактуальны (хотя и заглядывают, чтобы освежить память). А для студентов младших курсов она — находка!

И все-таки какой бы современной и удобной ни была мобильная «скорая помощь», а лучшая шпаргалка — собственная голова. Это тоже проверено.

Другие шпаргалки XXI века

Звонок другу бывает не только в телевикторинах
Фото Сергея ПЕРМИНА

Примитивными шпорами народ сейчас не особо пользуется. Самое простое и стандартное — отпечатать и положить в карман… Но дедовский способ написания шпаргалок уже не помогает, а преподаватели даже оскорбляются, уличая студента на подобных уловках. Это даже им неинтересно. В НГТУ сейчас активно «рекламируется» такая вещь, как шпаргалка — микронаушники «для шпионов». Один слушает и пишет, а другой стоит за дверью и диктует. В общем-то, это еще в середине 60-х прошлого века было опробовано: вспомните бессмертную «Операцию Ы». Но самое поразительное — эта технология продается! Рекламные стикеры развешивают прямо в вузовских корпусах и общежитиях. Их можно узнать по значку гарнитуры и приписанному рядом телефону. Современные смартфоны и карманные компьютеры в качестве экзаменационного пособия тоже используются…. То ли еще будет.

А в Новосибирском госуниверситете преподаватели столкнулись с откровенно шпаргальной возможностью мобильного телефона.

В местных СМИ сообщалось, что на одной из контрольных работ по органической химии среди второкурсников не самая, мягко говоря, усидчивая студентка справилась с заданием чуть ли не на высший балл. Уверенные в том, что списать студентка не могла, преподаватели заподозрили ее в использовании MMS-шпаргалки. Действительно, с помощью мультимедийных сообщений можно пересылать и текст, и картинки со схемами, и сложные формулы.

Проверили на себе и убедились в потрясающей производительности сотовой связи: для переправки фрагмента текста (схемы синтеза в виде структурных формул) требуется всего лишь троекратное нажатие одной кнопки сотового телефона. Первое включает камеру, второе создает изображение, третье отправляет его на указанный заранее адрес со скоростью до 10–15 картинок в минуту. Достаточно лишь иметь телефон с фотокамерой и подключить услугу GPRS.

Последняя модернизация MMS-шпаргалок: в виде MMS высылается сканированная страница с решениями, что позволяет значительно повысить качество изображения.

По слухам, в НГУ готовы применить технику, которая позволяет подавлять мобильный сигнал в радиусе 300 метров от корпусов. На вступительных экзаменах ее уже задействуют, но есть две проблемы: во-первых, дорого, а во-вторых, требуется множество согласований, поскольку оставить без связи достаточно обширную территорию невозможно.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать