" /> Угнаться за Томом и Джерри

Угнаться за Томом и Джерри

Скорость изменения событий на экране гораздо выше. И по сравнению с мультиками жизнь становится процессом замедленным. Очень скоро это приводит к тому, что ребенку становится скучно в обыденных ситуациях: просто мало количества изменений в единицу времени.

«Мультики» — лекарство от скуки или причина её?

В прошлом выпуске «Дамской комнаты» мы говорили о том, как научить ребенка сложной, но жизненно необходимой науке «один дома». Но часто бывает и так, что чадо наотрез отказывается оставаться в одиночестве по одной простой и банальной причине: «Мне скучно!».

Устроить кукольный дом — скучно, рисовать — неинтересно, кошку понянчить — так кошка категорически против, а про книжки мы вообще молчим, ибо, как известно, дети сейчас к чтению в массе своей равнодушны: им бы все видео-DVD, да компьютерные игрушки. И даже поиграть во дворе с приятелями нынешняя малышня не особо рвется. То ли дело мы в их годы: классики-резиночки, казаки-разбойники и домой палкой не загонишь! Да и дома как-то умудрялись себя развлекать при помощи бумажного набора «Одень Машеньку», пупсиков за 15 копеек и строго дозированного телевизора: «Спокойной ночи, малыши» по будням и «В гостях у сказки» по воскресеньям.

Впрочем, вздохи о том, что раньше деревья были зеленее, тоскующему ребенку не помогут. Разобраться в механизмах возникновения детской скуки «Дамской комнате» помогает наш постоянный консультант, кандидат медицинских наук, психотерапевт центра «Амальтея», заведующий кафедрой прикладной психологии Нового Сибирского университета Евгений Александров:

Обычная картина из жизни — мамочка усаживает ребеночка перед телевизором, включает мультики и получает небольшую передышку в процессе воспитания. Ребенок зачарованно смотрит на мелькание кадров на экране. Вроде бы идиллия? Ан нет, не так все просто.

Скорость изменения событий на экране гораздо выше, чем в реальной жизни. И по сравнению с мультиками реальная жизнь становится процессом замедленным. Очень скоро это приводит к тому, что ребенку становится скучно в обыденных ситуациях: просто мало количества изменений в единицу времени. Такой ребенок все меньше играет в одиночестве, время самостоятельной игры сокращается. Дите начинает приставать ко всем окружающим: «Поиграй со мной». И, чтобы получить вожделенную передышку, мамочка опять включает мультики.

Круг замкнулся: ребенок подсел на способ изменения сознания, на способ ухода из скучнейшей реальности в чарующий мир волшебства и сказки. Заметьте, сказки, созданной не разумом самого ребенка, а существующей отдельно, которую можно элементарно включить, как только возникнет дискомфорт скуки.

Таким образом, у ребенка создается мощный механизм по изменению сознания на будущее, так называемая «аддикция». Чем потом подросшее дитя наполнит этот готовый механизм? Алкоголем, клеем «Момент», легкими или тяжелыми наркотиками, в лучшем случае компьютерными играми или зависимостью от Интернета. Потом мамочке остается только рвать рано поседевшие от горя волосы.

Большинство родителей обычно отмахиваются от неприятной информации, срабатывает психологическая защита «отрицание». «С нашим ребенком ничего страшного не случится, он хороший и умный, мы его любим». Практика показывает, что самыми последними людьми на Земле, кто узнает, что ребенок стал наркоманом, являются его родители. Слава богу, не все дети становятся наркоманами, есть множество других аддиктивных способов уйти от скучной реальности: например, много и вкусно кушать, или, наоборот — голодать, фанатеть до безумия на нижнее белье каких-нибудь Иванушек, уйти в секту, выйти замуж за идиота, получая потом удовольствие от мучений и т. д. Способов сбежать от обыденности очень много,

Другим не очень аспектом длительного просмотра мультиков является следующее: ребенок привыкает получать готовые образы. Участок мозга, отвечающий за самостоятельное создание внутренних образов, не развивается должным образом. В будущем у ребенка возникают проблемы с чтением книг. Не с чтением вслух, как тестируют детей в школе, а с процессом автоматического перекодирования букв в образы. Когда мы читаем интересную книгу, то мы не замечаем печатные знаки, а перед нашим внутренним взором развивается действие, оживают герои, звучат их голоса. Но это внутренняя работа нашего мозга. Эта способность позволяет нам решать сложные проблемы нашей жизни, делать ее интересной и увлекательной.

Если ребенок ноет, что ему скучно, научите его играть, создавать и мастерить игрушки. Всякими способами подкрепляйте этот процесс. Учите детей фантазировать, используя любую возможность. Например, читая ребенку сказку, спросите: «А как одет главный герой, как выглядит избушка, что будет с героями после окончания сказки?» Попросите нарисовать сказку. Учите детей учиться. И перед ними откроется реальный мир с его волшебными возможностями.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать