Как будут модернизировать школы?

Новосибирская комплексная программа развития инновационного образования вошла в число лучших по России и в течение ближайших трех лет будет получать дополнительное бюджетное финансирование в размере 230–250 миллионоврублей в год.

Новосибирская комплексная программа развития инновационного образования вошла в число лучших по России

В Москве подвели итоги конкурсного отбора субъектов Федерации, внедряющих комплексные программы инновационного образования. Для победителей конкурсного отбора предусмотрены значительные поступления из федерального бюджета на совершенствование системы образования.

Фото с сайта school.imtp.ru

Как сообщил руководитель департамента образования администрации области Владимир Иванов, Новосибирск оказался в числе отобранных регионов. В общей сложности, свои инновационные проекты представляли 53 субъекта Федерации. Достойными государственной поддержки компетентное жюри признало 21 из них.

Что нам это дает?

— В течение ближайших трех лет ежегодно Новосибирская область будет получать дополнительное бюджетное финансирование в размере 230–250 миллионов рублей, — пояснил Владимир Викторович. — Таким образом, за три года мы получим 700–800 миллионов рублей. При этом обязательным условием является софинансирование проекта из местного бюджета в таком же объеме.

Федеральные деньги пойдут на развитие материально-технической базы — приобретение компьютеров, интерактивных досок, оборудования для кабинетов физики и химии. Местная составляющая, по словам Владимира Иванова, будет направлена на повышение зарплаты учителям. Сейчас средний заработок школьного учителя в нашей области составляет 7 тысяч рублей в месяц. В ближайшие три года он должен вырасти в 1,6 раза за счет средств местного бюджета. Плюс федеральные надбавки.

Суть комплексной программы, разработанной новосибирскими педагогами, заключается в оптимизации системы образования. Первым шагом на этом пути будет переход на подушевое бюджетное финансирование школ. За основу взят опыт Тюмени, где для учителей давно не существует понятия «тарифная сетка», согласно которой за одну и ту же работу разные педагоги получают по-разному, а конечный размер заработка зависит от количества часов, отработанных учителем. Кстати, Тюмень в ходе конкурсного отбора выделили в отдельную строчку особо перспективных регионов, наряду с Москвой и Питером. Инновационные образовательные проекты этих городов будут финансироваться особо.

Принцип подушевого финансирования Владимир Иванов объяснил на примере: «В одной школе четыре параллельных класса. На преподавание в этих классах учитель тратит 20 часов в неделю. Если сделать из четырех классов три, учитель будет тратить меньше часов, но его зарплата останется без изменений, потому что зависит от количества учеников».

Нарушений в виде переполненности классов, заверил Владимир Иванов, не будет: «Существует санитарная норма — не больше 25 человек в классе. Никто никому не позволит ее нарушать. Есть, правда, исключения из этого правила — престижные гимназии. Но там особый случай — эти учебные заведения дают высокий уровень знаний, к ним едут со всего города. Если бы переполненность классов сказывалась на качестве обучения, то мы немедленно приняли бы меры. Сейчас наоборот: качество образования в гимназиях очень высокое».

Что совершенно очевидно отражается на качестве знаний учащихся — это возраст учителей. Половина школьных педагогов — люди пенсионного и предпенсионного возраста. Вдобавок на селе распространена ситуация, когда один учитель ведет 4–5 предметов. Между тем в ряде районов молодые специалисты стоят в очередь на работу.

Неизбежным результатом оптимизации станет высвобождение некоторого количества педагогов. «Разумеется, мы будем стараться занять высвободившихся учителей внеклассной работой, — заверил Владимир Викторович. — Что касается оценки качества работы, мы никогда не будем сравнивать учителей по количеству отличников или поступивших в вузы и увольнять того учителя, у которого меньше отличников».

Однако принципы оптимизации и подушевого финансирования подходят далеко не для всех школ. Двадцать пять процентов средних учебных заведений Новосибирской области — малокомплектные сельские школы. И, если у села есть хоть какие-то шансы выжить, эти школы нельзя закрывать. В департаменте образования их, напротив, намерены поддерживать.

— В 2008 году малокомплектные школы будут получать дополнительные средства из областного бюджета, — пообещал Владимир Иванов.

Качество образования ребятам из отдаленных сельских районов намерены обеспечивать путем создания «школ третьей ступени» и реализации проекта «школьный автобус»: «Например, младшеклассники проходят всю программу в школе своего села. Учащиеся среднего звена тоже изучают на месте большую часть предметов, только на физику, химию и информатику ездят в школу райцентра, где есть оборудованные кабинеты, устраивать которые в их школке просто нет смысла. Ну а старшеклассники каждый день ездят учиться в райцентр. Это нужно не только в плане обеспечения качества знаний, но и для психологического развития. Чтобы развиваться, дети должны общаться. А полноценно общаться в классе из двух-трех человек невозможно».

С 1 сентября 2008 года 59 школ Новосибирска, а также ряд школ в восьми сельскохозяйственных районах области и городах областного подчинения перейдут на подушевое финансирование.

Контролировать процессы оптимизации и модернизации образования будут общественные советы, которые к следующему учебному году должны быть созданы в каждой школе. В общественные советы будут входить родители, попечители, представители общественных организаций.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать