Что обещают автомобилистам поправки в Административный кодекс?

Судьба автоинспектора на дорогах России и трагична и комична одновременно. Ясно, что без человека в форме никак нельзя. И работа у них не из легких. Но берут, что уж тут говорить. Одни — краснея от стыда, другие давно привыкли.

Страшно, аж жуть!

Итак — свершилось! Дума приняла наконец в первом чтении поправки в Административный кодекс РФ, и уже в этом году нас ожидает некая «дорожная революция».

Предполагается сделать решительный шаг к общемировой практике, когда любое нарушение правил уличного движения не должно оставаться безнаказанным, и наказание будет весьма существенным для кошелька владельца авто.

Рисунок Игоря ЕЛИСТРАТОВА

Как добиться, чтобы захлестнувшая нас волна правонарушений на дорогах схлынула и стала управляемой? Как нам вообще стать чуточку цивилизованнее и больше походить на европейцев даже с нашей «африканской» зарплатой? В этом суть вспыхнувших дискуссий, перекочевавших из Госдумы в общество.

Цифры — жестокая вещь

Всего в России в прошлом году погибло в дорожно-транспортных происшествиях 32724 человека — первое печальное место в мире. В Германии, с 82-миллионным населением и куда более насыщенная автотранспортом, — 5 тысяч человек. В одной Новосибирской области — почти полтысячи. В Новосибирске — 157.

Львиная доля ДТП приходится на областной центр. Всего в прошлом году по городу зафиксировано 458636 нарушений правил дорожного движения. Это только зафиксированных — для отчетности. Любой автолюбитель знает, что в действительности их происходит гораздо больше. Ежегодный прирост автотранспорта, составляющий около 10 процентов, скоро сделает наши дороги буквально непроходимыми и непроезжими. Не помогут ни бетонные ограждения, ни тем более светофоры и самая современная дорожная разметка.

Почти все, с кем приходилось общаться, говорили, что да, наказания за нарушения правил дорожного движения ужесточать надо, но, как и у депутатов Госдумы, у каждого были свои оговорки и резоны. Почти. Некоторая часть людей все же считает, что «революция» на дорогах только навредит. Главные аргументы — низкий уровень жизни россиян и коррумпированность гаишников. Часть средств массовой информации, наиболее либеральная, просто взорвалась от возмущения и обвинила самих думцев во всех уже привычных грехах: от дешевого обеда в столовой до спецномеров автопарка.

Должностные лица областного и городского уровня пока с оценками нового проекта закона осторожны: дайте, мол, сначала сам документ посмотреть. Депутат Новосибирского городского Совета Валерий Науменко, один из немногих, кто согласился сделать предварительный комментарий, высказался в том смысле, что ужесточение наказаний необходимо, но лихоимцы дело погубить могут. Чтобы новый закон работал, необходимо устроить чистку в рядах ГИБДД, ужесточить дисциплину внутри органов. Массовый автомобилист от новых правил пострадает, он будет еще более унижен инспектором, потому что денег на большой штраф у него просто нет, и он вынужден будет искать возможность отвертеться, откупиться. Поборы вырастут. И для владельцев дорогих автомобилей они в принципе не страшны. Они как не платили штрафов, так и не будут платить. А вот небогатый народ будет еще более угнетен, застонет по-настоящему.

В среднем санкции грозят увеличиться в 10 раз. Непристегнутый ремень, переход улицы в неположенном месте — минимальный штраф: вместо 50 будет 300 рублей. А вот что касается безопасности других людей: проезд на красный свет — 1000–1500 рублей, превышение скорости более 60 километров в час — вместо 500 две с половиной тысячи рублей. Пьяный водитель — пять тысяч или арест на 15 суток.

Похоже, что нашим судьям работы еще прибавится. Хотя они и без того от автодорожных хлопот нередко уклоняются. Как известно, сейчас факт нетрезвости водителя вправе устанавливать только суд после специальной экспертизы. По России 40 процентов дел, попавших на рассмотрение судов, в исках не удовлетворяются (отдельная больная тема). Но, как сказал начальник отделения исполнения административных наказаний горотдела ГИБДД Алексей Кощаев, в последнее время судьи тоже начинают понимать, что с пьянкой на дорогах бороться надо жестче.

По новым правилам сам инспектор будет определять на дороге уровень алкоголя в крови. Дунул куда надо — если более 0,3 промилле (50 граммов водки в течение двух часов) — пьян. Возражаешь? Поехали в наркопункт.

У этого, одного из главных пунктов ужесточения наказаний, есть свои противники, которые настаивают на еще более суровых мерах. Пьяный за рулем — это действительно потенциальный убийца, и он уже с первого раза должен быть лишен водительских прав. Сторонники более мягких мер «один пишут, два держат в уме»: есть риск тяжелых экономических последствий и даже социального взрыва — слишком многие пьют.

Руководитель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков уже грозится общероссийской акцией протеста.

Что говорит зарубежный опыт

Хоть по зарплате и беспорядкам на дорогах мы «почти африканцы», все же следует знать: а как в Европе? («Почти» — это значит, что мы все же не Африка и не Китай. Автор этих строк бывал и там и там и до сих пор удивляется, как вернулся живым и невредимым).

А в Европе так. Управление в нетрезвом состоянии: Англия — до тысячи фунтов стерлингов (50 тысяч рублей), Германия — полторы тысячи евро, а в самой демократичной стране, Франции, — до 150 тысяч евро или лишение свободы до 3 лет. Если российский автолюбитель, а их там уже полно, проедет на красный свет, то не только заплатит очень приличную сумму, но и будет немедленно выдворен из страны пребывания и, считай навсегда, лишится возможности получения визы.

Многие из наших депутатов и респондентов высказываются за дифференцированную систему штрафов — в зависимости от доходов. Такая шкала есть в очень немногих странах, в частности, в Финляндии. Правда, к российским водителям финны относятся снисходительно — мороки больше — и берут со всех по минимуму — 50 евро (но это тоже не 50 рублей!)

Человек в форме

Судьба автоинспектора на дорогах России и трагична и комична одновременно. Ясно, что без человека в форме никак нельзя. И работа у них не из легких. Но берут, что уж тут говорить. Одни — краснея от стыда, другие давно привыкли. Многие депутаты и представители исполнительной власти сетуют: зарплата ничтожно мала! Другие возражают: нет предела аппетитам. А платить надо всем нормально: от врачей до сержантов.

Кстати, о сержантах: их сейчас почти нет на дорогах, ставка делается на офицерский состав: и зарплата повыше, и образование соответственно. Но лучше от этого не стало. Поэтому вполне закономерной представляется идея коренной перестройки подготовки кадров ГИБДД.

Человек в форме на дороге сегодня и во все времена — плоть от плоти нашей. Каков уровень развития общества, его нравственности, в конце концов, таков и автоинспектор. Если мы сами берем или даем — значит, и он берет. Ужесточить ответственность сотрудника ГИБДД сегодня — это не значит, что их к такой-то матери всех разогнать надо, — лучше завтра не найдем. А вот плюс к требовательности — добротные меры социальной защиты, вплоть до спецстраховки, заботы о здоровье и быте, чтобы дорожил своим местом больше, чем рублем, — это не помешает, и это реально. Было бы желание там, наверху.

***

При голосовании за новый проект в Госдуме 61 депутат все же был против. В основном — из фракций КПРФ и ЛДПР. Но, предполагаю, это все же не тот случай, когда кто-нибудь спекулирует на больной теме ради популярности. Слишком серьезна постановка вопроса. Настолько, что кое-где даже Церковь обеспокоилась и, например, в Тольятти один батюшка принялся правила поведения на дорогах в проповеди включать. Ну, молитвами не молитвами, но и всеобщей обеспокоенностью можно помочь делу.

Мнения новосибирцев о штрафах — здесь

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать