Этот сладкий-сладкий-сладкий аромат джаза
На одном из снимков из личного архива музыканта, который датирован мартом 1997 года, Беличенко в обнимку с Игорем Бутманом. Бутман по левую руку, а по правую
Его шесть десятков это от силы сорок сорок пять обычного среднестатистического гражданина.
Личная биография джазового музыканта, барабанщика Сергея Беличенко развивалась в параллель джазовой истории города. Повторяя в своих хитросплетениях и изгибах его джазовые бумы, периоды «репрессий» и времена «реабилитаций»
«О времена, полные надежд, иллюзий и непорочной веры!..»
Свои самые первые воспоминания о джазе он датирует
Когда эпоха Иосифа Виссарионовича канула в Лету и в страну стали проникать первые звуки американского джаза, я очень сильно на это прореагировал
Синкопированные ритмы были так остры, волнующи и привлекательны! Почему именно джаз и почему барабаны?
Это необъяснимо. Это как первая любовь! Влюбляешься с ходу и навсегда. А может быть, это вопрос физиологии, обмена веществ, психики и прочих таинственных сил
Таинственные силы заставляли разыскивать эту новую музыку повсюду: шлялся по танцевальным площадкам парков, кинотеатрам и школьным вечерам. Бесконечное число раз крутил грамзаписи на допотопном патефоне. Подыгрывал этим звукам на некоем подобии перкуссионного инструментария «установку соорудил дома тайком, натянув на мамины пяльцы плотную бумагу вместо барабана и развесив немыслимые погремушки и кастрюльные крышки»
Он бесконечно завидует современным музыкантам, которые живут в эпоху, когда есть педагоги, учебники, музыканты старшего поколения, джазовые аудио- и видеопособия, любые, самые новейшие записи,
Первый взрослый опыт музицирования получил в квартете
Мы изучали
Потом в его жизни появился Владимир Виттих, которого он наряду с Виктором Есениным считает ключевой фигурой в своем становлении как музыканта.
«О времена, полные надежд, иллюзий и непорочной веры», вспоминает Беличенко те незабываемые годы Начала.
Никита Хрущёв как папа сибирского джаза
Событием, которое во многом определило музыкальную жизнь «оттепельных»
Скрытым крестным отцом этого Великого События в своей книге «Синкопы на Оби, или Очерки истории джаза в Новосибирске» (написана в соавторстве с журналистом Валерием Котельниковым) джазмен называет
Никиту Хрущева. Хотя к декабрю 1965 года, когда проходил фестиваль, Хрущев уже год как был отправлен в отставку. Но и после его ухода продолжали действовать те тайные рычаги управления искусством, которые
То, что я попал в эту атмосферу, было для меня в те годы самым большим подарком судьбы, говорит музыкант. Неизвестно, как сложилась бы моя дальнейшая жизнь. Возможно, я стал бы обыкновенным ресторанным музыкантом или кротким сайдменом в рядовом эстрадном оркестре. И я благодарю судьбу за то, что в самый ответственный момент своей жизни я оказался в среде истинных знатоков и ценителей джаза!
Потом, вплоть
О ненаписанной «Занимательной гинекологии»
Стилягой, признается, даже во времена своей веселой юности не был, брюки «дудочкой» и позже «тертые джинсы« не носил.
Моде, конечно, следовал, насколько это было возможно, но не до фетиша. Длинные волосы
О том, что любимое дело дивидендов не принесет, он понял очень быстро.
Поэтому, закончив музыкальную школу по классу скрипки, продолжать музыкальное образование не стал, а поступил в медицинский институт
Каким бы гением в джазе ты ни оказался, будущее музыканта в нашей стране зыбко, а общественный пьедестал невелик. Джазовые музыканты, в обывательском понимании, это люди второго сорта, играющие совершенно идиотскую музыку, психически неполноценные, излишне склонные к алкоголизму, сексу и вообще отмеченные пороками
На медицинском поприще тоже достиг определенных успехов. Публиковал в медицинских журналах научные работы, посвященные некоторым аспектам заболевания туберкулезом. Организовал первую в Сибири фтизиоиммунологическую лабораторию
И возможно, откажись он от джаза, как это, впрочем, и сделали многие врачи и инженеры, которые увлекались джазом на заре своей туманной юности, его жизнь пошла бы по более экономически выгодному сценарию. Не случайно жена никогда не забывала напоминать ему, что
У меня
Джаз разорил меня вдребезги. Я вложил в это дело уйму денег
В одну из наших встреч, это было как раз после выхода в свет его книги «Синкопы », джазмен в сердцах обещал, что вот распродаст тираж, рассчитается с долгами и
Пошлю все открытым текстом. Буду писать романы про джаз или, например, «Занимательную гинекологию».
Однако долги так и остались, «Занимательной гинекологии» не случилось, зато случились две книги о джазе публицистическая и научная. И еще десятки статей в научных журналах. Одна из них имеет довольно сложное, длинное и печальное название «Вероятный закат отечественной музыкальной культуры как следствие институциальных основ экономического неравенства».
Если раньше я был вынужден бороться с идеологией власть имущих, которая рассматривала джаз как средство буржуазной пропаганды, то теперь я сталкиваюсь с противодействием эстетического характера. Джаз накрылся, он уже никогда не будет на том социальном пьедестале, на котором он был в конце
Отругав со свойственным ему темпераментом на чем свет стоит новые экономические условия, равнодушную к джазу широкую публику, пассивных меценатов и проч. и проч., пессимист Беличенко отправляется
Он и смирился