Новосибирск -2.1 °C

Медаль за любовь к «солнцу русской поэзии»

20.03.2007 00:00:00

Новосибирцы Олег Кузьменков и Владимир Крыжановский награждены почётными медалями Международного Пушкинского общества в Нью-Йорке

Служить делу отечественной словесности

Олег Кузьменков — председатель регионального новосибирского Пушкинского общества  — отмечен как организатор и руководитель общества, а также как главный редактор «Пушкинского альманаха». На сегодняшний день в новосибирской организации состоит порядка 40 членов. Среди его особо заметных инициатив — предложение по установке памятника поэту в Новосибирске (в настоящее время идет второй тур конкурса на лучший проект), присуждение имени поэта педагогическому лицею, создание в лицее музея поэта, организация поэтических вечеров, встреч… Одним словом, всего того, что позволяет привлечь внимание к поэту, способствует более углубленному пониманию и изучению его творчества и служит делу отечественной словесности, — именно в этом видят свою главную задачу пушкинисты.

Владимир Крыжановский собирает портреты великого русского поэта долгие годы
Фото Владимира ПОЛЯКОВА

Владимир Крыжановский получил почетную награду за свою книгу «Путеводитель по портретам Пушкина», которую не так давно он представлял в областной библиотеке. Это уникальное полноцветное издание, куда вошло наиболее полное собрание прижизненных изображений поэта, начиная с гравюры на меди Гейтмана и заканчивая портретами Линева и Райта. К «Путеводителю…» приложена составленная автором «Библиография иконографии Пушкина» — наиболее полный и достоверный источник подобного рода в современной литературе о Пушкине. Книга достойна отдельного разговора.

Себя как в зеркале я вижу…

Со своим портретом работы Кипренского Пушкин не расставался до самой смерти

«Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне лжет», — сказано Пушкиным по поводу его портрета работы Ореста Кипренского. Портрет считается самым известным и узнаваемым изображением поэта. С работой Кипренского Пушкин не расставался до самой смерти — она висела на самом видном месте в его доме на Мойке, потом хранилась у вдовы поэта, перешла к его старшему сыну Александру Александровичу и, наконец, была приобретена Третьяковской галереей. Это именно тот Пушкин, к которому мы привыкли с самого детства, который смотрел на нас со страниц сказок и позднее школьных учебников…

И тем удивительнее слышать отзывы современников, знавших поэта лично, которые утверждали, что Пушкин здесь «не совсем похож». И Кипренский создал скорее идеальный образ, нежели «Пушкина в жизни». Многие, как и сам поэт, находили, что в этом портрете ему польстили, что там нет достаточного отпечатка его африканской породы, подчеркивали придуманность позы, «за которой не было видно пушкинской простоты»…

И напротив, глядя на портреты, за которыми современники признавали большую узнаваемость, невольно ловишь себя на желании с недоумением воскликнуть: «Неужели это Пушкин?!». Одним словом, первое впечатление от книги — и оно не оставит вас до последних страниц: «Мы слишком самонадеянны, полагая, что точно знаем, как выглядел «наше все»…

Внешность поэта действительно была многолика, и ни один портрет был не в силах всего этого передать. Не случайно столь противоречивы в своих воспоминаниях родственники и друзья поэта. «Пушкин был собою дурен; ростом мал», — писал Лев Пушкин, младший брат поэта. «Пушкин был… шатен с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности», — вспоминала жена друга Пушкина Нащокина. Женский взгляд, по обыкновению, ловил то, что проскальзывало мимо мужского, ту свойственную А. С. особую привлекательность, которая определяла его поразительный успех у женщин…

Собирать портреты Владимира Крыжановского подтолкнул случай из жизни. В 1976 году он, тогда актер иркутского ТЮЗа, снялся в роли Пушкина в фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Марию Волконскую в фильме сыграла Наталья Бондарчук. Желая как можно более точно попасть в образ, актер начал изучать иконографию Пушкина. Эпизод с Пушкиным из фильма потом был вырезан, но интерес к портретам и добрые отношения с Натальей Бондарчук и Владимиром Мотылем Крыжановский сохранил на всю жизнь. Сбор материалов был продолжен и после его переезда в Новосибирск, где он 15 лет был актером «Старого дома». В его пушкинском собрании имеются редкие издания. Теперь результаты многолетнего труда оформлены в книгу.

Наряду с широко известными портретами (Кипренского, Тропинина, Уткина, Вивьена, Соколова и др.) в «Путеводителе…» — много малоизвестных и редких прижизненных изображений поэта. А также карикатур на его светские успехи, шаржей, жанровых сценок и «сомнительных портретов» — тех, что долгое время считались пушкинскими, но были «отведены» как ненастоящие. Иконография поэта снабжена живыми комментариями и историями, что делает книгу чтением не только полезным, но и весьма увлекательным. Принципом работы автора над «Путеводителем» стал монтаж мнений известных пушкинистов…

***

Остается только добавить, что Международное общество пушкинистов в Нью-Йорке, столь высоко оценившее вклад в общее дело новосибирских пушкинистов, создано бывшим российским гражданином, одесситом Марком Митником. Деятельность пушкинистов в Нью-Йорке достаточно активна. Там издаются два альманаха — «Арзамас» и «Зеленая лампа». Сам Митник является автором книги «Пушкин без легенд». Новосибирское и Нью-Йоркское общества, так же как и подобные организации, созданные в других городах России и зарубежья (в Калининграде, Твери, Самаре, Челябинске и проч.), поддерживают тесные отношения…

В настоящее время новосибирские пушкинисты подали документы в мэрию на получение гранта, который позволит поставить во дворе пушкинского лицея бюст поэта. Одним словом, с момента появления Пушкинского общества в Новосибирске (2004 год) Пушкина в городе стало явно больше…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: