" /> Маленький лягушонок в каменных джунглях

Маленький лягушонок в каменных джунглях

Маленький лягушонок в каменных джунглях
Фото с сайта pixabay.com.
Любая нормальная мама о собственном дитятке беспокоится. Это материнский инстинкт, и победить его невозможно, да и не нужно. Все дело в степени беспокойства и его конструктивности. Конструктивное беспокойство — реально научить ребенка выживанию дома, в подъезде, на улице.

Как научить ребёнка правилам «одиночного выживания»

Весенние каникулы уже на носу. Детям-то радость, а мамам — одна головная боль: предоставлять родителям младших школьников отпуска по уходу за отдыхающим ребенком еще никто не додумался. А оставлять чадо без присмотра — боязно, причем по самым разным причинам. Конечно, пора взять нервы в кулак и предоставить дитю возможность учиться самостоятельно выживать в этом мире, но…

 

Невыключенная плитка — пожар, незакрытый кран — потоп, взрыв телевизора, зашедшие «на огонек» грабители и так далее. Ребенок не съест обед, порежет палец, полезет открывать форточку и упадет с подоконника, откроет форточку и простынет… Кроме того, некоторые дети просто наотрез отказываются оставаться дома: до слез, до истерик. Одним страшно, другим скучно.

О том, как подготовить себя и ребенка к ситуации «один дома», рассказывает наш консультант, кандидат медицинских наук, психотерапевт центра «Амальтея», заведующий кафедрой прикладной психологии Нового Сибирского университета Евгений Александров:

— Любая нормальная мама о собственном дитятке беспокоилась, беспокоится и будет беспокоиться. Это природа. Это материнский инстинкт, и победить его невозможно, да и не нужно. Все дело в степени беспокойства и его конструктивности. Можно схватить дитя в охапку и держать, не выпуская, чтобы защитить от всех напастей окружающего мира. Лишая тем самым ребенка силы выживания.

Не забуду никогда сцену, произошедшую на моих глазах. Мама и бабушка ведут по улице мальчика лет пяти, держа его крепко за руки. С двух сторон ведут, как под конвоем, контролируя окружающую обстановку, готовые к любым внешним неожиданным факторам. Но ребенок резко вывернулся и бросился на дорогу и тут же попал под грузовик. Его светлая головка треснула под напором колеса, как орех. И все. Я бросился ему помочь, но, увы, спасать было уже некого. Бабушка и мама в шоке, они никак не ожидали такого поворота событий. Ребенок не знал опасностей улицы, его постоянно водили за руки, в итоге печальный финал. Ребенок ведь рано или поздно вырастет, уже никому не хватит силы его удержать, а пользоваться свободой его не научили.

Конструктивное беспокойство — реально научить ребенка выживанию дома, в подъезде, на улице. Начинать надо со сказок. Например, «Волк и семеро козлят» доходчиво показывает, что случается с теми, кто двери открывает кому попало. Подвести ребенка к дверям и объяснить ее устройство, как работают замки, попросить папу показать крепость двери. Через пару дней оставить ребенка одного на десяток минут (вроде как в магазин пошли) и проверить, как ребенок усвоил задачу с дверями. И так постепенно познакомить ребенка со всеми опасностями домашнего бытия: электроэнергия, высота, колюще-режущие инструменты и т.д. Только постепенно.

Проверить, как ребенок научился держать нож, иглу, ножницы. Обязательно дать инструкцию, что делать, если… Как оказать самому себе помощь при ожогах, порезах и т. д. Что делать, если замкнуло электричество, сорвало кран, в дверь кто-то незнакомый ломится. Обязательно познакомиться с соседями, хороших людей гораздо больше, чем плохих, просить их присмотреть, прислушаться и, если что случится, не дай Бог, то помочь малышу. Люди, где бы вы ни находились и видите ребенка, смотрите, не находится ли он в опасной ситуации, не проходите мимо, помогите. Может, когда-нибудь эта помощь вернется и вашим детям.

Такое обучение проводить постоянно, используя любую возможность. Увидели на улице ЧП — показать малышу и обсудить, как именно нужно было действовать, чтобы был позитивный результат. Использовать детские фильмы, например, «Один дома». Затем обязательно обсудить с ребенком увиденное. Как мальчик в фильме вначале обрадовался свободе, затем испугался, потом справился со страхом и победил злодеев, найдя новых друзей.

Дорогие родители, запомните: если ребенок чего-то испугался, то ему нужна ваша реальная помощь. Очень часто ребенок боится рассказать о том, что с ним произошло. Обнимите его, возьмите на руки, если еще можете его поднять, мягко начинайте расспрашивать о том, что его испугало. Нельзя критиковать, ругать, наказывать. Только после того, как ребенок успокоится, надо обсуждать, как лучше было действовать в этом случае. Если ребенок не рассказывает, а реакция страха сохраняется, то обязательно показать детскому психологу или психотерапевту. Помните, что все, что нас не убило, делает нас сильнее.

Несколько лет назад, зимой, девочка днем возвращалась из школы. Подойдя к дому, она увидела, как незнакомый мужчина вошел в подъезд. Девочка постояла несколько минут возле подъезда, сделала вывод, что незнакомец уже поднялся, куда ему нужно, и вошла в двери. И была схвачена между дверями притаившимся подонком, который начал совершать с ней развратные действия, но тут его кто-то спугнул, и он убежал. Девочка, забежав в квартиру, закрыла за собой дверь и тут же позвонила маме и папе. Родители быстро приехали, мама начала успокаивать девочку, а папа организовал поиски мерзавца и вызвал милицию. К сожалению, в тот раз извращенца поймать не удалось. У девочки страх не проходил, она стояла у окна и смотрела на улицу, высматривая там человека, испугавшего ее. На третий день мама привела девочку ко мне на прием. Буквально за два сеанса ребенок успокоился, вернулся сон. Девочка сама пошла в школу, где выступила перед классом о том, что мамы и папы правильно говорят об опасностях и надо тщательнее это выполнять.

Хочу особо подчеркнуть правильные действия родителей этой девочки, они не отмахнулись, не высмеяли ее, как делают некоторые. В тех случаях, когда добрые родители говорят ребенку: «Еще чего выдумала, чтобы только в школу не идти», в душе ребенка остается на всю жизнь незаживающая рана. Те люди, которым ребенок доверял и надеялся на их защиту, просто предали его. Такие дети вырастают с огромными проблемами доверия к людям, ко всему миру, никогда потом не бывают счастливы.

А если говорить о детях, которые не хотят оставаться одни, требуют, чтобы их опекали и развлекали, то это уже другая история, другой серьезный разговор.

Что делают ваши дети, когда остаются дома одни? Мнение новосибирцев — здесь

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать