Невыносимая сложность бытия художника

Сумма, в которую на сегодняшний день обходится мастерская, более чем в два раза превышает ту, которая предусмотрена за оплату жилой квартиры той же площади. Большинству художников это дорогое удовольствие просто не по карману.

Что мешает нормально работать и жить новосибирским графикам и живописцам

В феврале художники стояли в пикете на площади Ленина, пытаясь этой экспрессивной акцией привлечь внимание властей и общественности к своим проблемам. «ВН» уже писал об этом событии. После пикета мы встретились с председателем Новосибирского отделения Союза художников России Вадимом Иванкиным, чтобы обсудить ситуацию уже в спокойной, немитинговой обстановке.

Пикет как эмоциональный выплеск и повод привлечь внимание к своим проблемам

Главная головная боль художников — это нерешенный вопрос с индивидуальными творческими мастерскими и выставочными залами по адресам: ул. Свердлова, 13 (так называемый «Дом художника») и ул. Челюскинцев, 44.

Мастерская как дорогое удовольствие

— Поскольку положение о творческих мастерских до сих пор не разработано, то юридически все они остаются некими нежилыми помещениями, в которых художники сидят на птичьих правах, — объясняет невеселое положение дел Вадим Иванкин. — А по недавно принятому Федеральному закону N 131 помещения подобного рода должны быть отчуждены от муниципальной собственности, и до 1 января 2009 года их необходимо передать в частные руки. Планы приватизации на будущий год начинают составляться уже сейчас. А если речь пойдет о продаже с аукциона, то художники, как люди очень небогатые, вряд ли попадут в число покупателей…

Обеспокоенность людей искусства вполне можно понять. Всего творческих мастерских в городе порядка 90. Почти все они были получены художниками еще в советское время. Значительная часть из них — это помещения, которые специально строились как индивидуальные художественные мастерские, остальные — это приспособленные под мастерские подвалы и первые этажи. Неопределенность статуса тянет за собой целый шлейф неразрешимых для художника проблем — в частности, по каким тарифам оплачивать эти площади: как жилые помещения или как производственные? Должна ли быть включена в этот список плата за аренду? И так далее.

Сумма, в которую на сегодняшний день обходится мастерская, более чем в два раза превышает ту, которая предусмотрена за оплату жилой квартиры той же площади. Большинству это дорогое удовольствие просто не по карману. К тому же каждые 11 месяцев пользователь мастерской должен заключать с городом договор как юридическое лицо. Процедура весьма утомительная и затратная по времени. На хождение по инстанциям, по словам тех, с кем приходилось говорить, уходит до трех месяцев. Поэтому большинство из художников договоров просто не заключают, и сидят в своих мастерских, рискуя «каждую минуту пролететь, как фанера над Парижем», выражаясь их собственным языком.

— Ситуация абсолютно тупиковая, и она никак не решается, — говорит председатель союза. — Художники просто вынуждены заниматься тупым добыванием денег, о творчестве и речи не идет. А мы при этом болтаем о развитии молодежного искусства. Я не так давно вернулся с молодежной выставки из Новокузнецка. Мнение у всех одно: молодежное искусство стало мелкотравчатым, развлекательным, гламурным. И многие их этих проблем имеют причиной ту экономическую ситуацию, в которой мы оказались.

Чтобы не изобретать велосипедов…

В той же ситуации оказались и другие города. В некоторых дела обстоят еще хуже, чем у нас — там художников уже начали выселять из мастерских. В особом положении находятся разве что Москва и Санкт-Петербург. Обе столицы, как субъекты Федерации, не попадают под 131-й закон. Там, кстати, все мастерские переданы художникам в безвозмездное пользование (то есть пользователь оплачивает лишь коммунальные услуги, не внося арендной платы) на срок 25 лет. По пути передачи мастерских в безвозмездное пользование пошли и в ряде других городов — в частности, во Владимире, Находке и Хабаровске. А в Тольятти, например, хотя арендная плата и взимается, но по очень щадящей схеме. С художниками там заключаются договоры, где прописано, что они должны сделать для пользы города. Оплата за этот труд и идет в счет погашения арендной платы. Для этих целей в бюджете предусмотрена специальная строка.

Есть и иные варианты решения вопроса. Чтобы не изобретать велосипедов, наши художники изучили самый разный опыт и предлагали несколько схем разработки положения о мастерских. Предлагался, например, вариант передачи помещений из городской собственности в областную. Или, как возможный путь, — принятие городским Советом решения о запрете перепрофилирования и продажи мастерских…

Обсуждался также и вопрос о создании муниципального управления культуры, куда бы все мастерские были переданы в оперативное управление. Тогда бы все они, по тому же 131-му закону, подпадали под положение о праве муниципалитетов оставлять у себя в собственности объекты, существующие для удовлетворения культурных нужд населения.

— Создание МУП позволило бы решить и проблему с выставочными залами, — комментирует ситуацию Вадим Иванкин. — Можно было бы создать единый комплекс из мастерских и выставочных залов. Директором этого комплекса был бы чиновник. А представители нескольких творческих союзов — включая два союза художников, которые существуют в городе, союзы фотохудожников и дизайнеров — составили бы наблюдательный совет. При таком раскладе можно было бы устраивать большие совместные выставки. Это тем более актуально, поскольку и Союз фотохудожников, и Союз дизайнеров, как и мы, не имеют своего выставочного зала…

Выставочные площади как яблоко раздора

Вопрос о выставочных площадях требует некоторого пояснения. При разделе некогда единственного в городе творческого союза на две организации — НО Союза художников России и Новосибирский союз художников России (председатель Арам Григорян) — выставочные залы (ул. Свердлова, 13), художественный салон (ул. Челюскинцев, 44), а также творческо-производственный комбинат (ул. Липецкая, 25/3) остались за союзом Арама Григоряна. По поводу этой собственности уже несколько лет идут судебные процессы.

— То, что в городе сегодня есть два союза, — вопрос решенный, и к этому надо относиться спокойно, — говорит Иванкин. — Между собой мы разобрались еще в 2003 году: им не хочется быть с нами, нам не хочется быть с ними. Все. Другое дело, что есть судебные разбирательства. Головная организация Союза художников России в Москве и Художественный фонд России отстаивают свои права на творческо-производственный комбинат, и процесс выходит на заключительную стадию…

— Что касается художественного салона по улице Челюскинцев, то с ним вопрос решен. Процесс выиграла мэрия. Есть исполнительное производство по поводу освобождения занимаемого помещения, которое возбуждено еще в апреле прошлого года. По данному адресу приходили приставы, но их приход закончился ничем. Здесь, думаю, нашим муниципальным властям необходимо проявить определенную настойчивость и волю. Практически завершены и судебные разбирательства с выставочными залами и по улице Свердлова — союз Арама Григоряна проиграл первую инстанцию, проиграл и апелляцию о выселении…

— В июне прошлого года мастерские посетила представительная делегация во главе с губернатором и мэром, по результатам посещения Виктор Толоконский дал поручение разобраться со всеми вопросами, указав конкретные сроки. Однако положения о мастерских так и не выработано. У нас нет никакого желания вставать в боксерскую стойку. Главное, чтобы нас услышали и чтобы наш диалог не был разговором немого с глухим…

***

Следующий, 2008-й год будет для художественной общественности города годом проведения юбилейной, десятой по счету, региональной выставки «Сибирь», где будут представлены все регионы Сибири — от Иркутска до Омска. Пикантность ситуации заключается еще и в том, что первая региональная выставка тоже проходила в Новосибирске, было это в 1964 году.

Художники уже начали готовиться к предстоящему событию. И очень надеются, что к тому времени проблемы с мастерскими и выставочными залами будут решены. По оптимистическим прогнозам, под экспозицию будут отданы и те площади, вокруг которых сегодня идут споры…

— По крайней мере, в это очень хочется верить, — говорит Вадим Иванкин.

Справка

Творческо-производственный комбинат на улице Липецкой — это двухэтажное здание общей площадью 3 тыс. кв. метров. В свое время в его структуре имелись монументальный, скульптурный и столярный цеха, керамическая мастерская, участки декоративно-оформительского искусства, резьбы по дереву и кинорекламы и проч. Подобные комбинаты строились во всех крупных городах страны, новосибирский построен одним из последних. При разделе собственности СХ СССР комбинаты отошли СХ России и сдаются местным подразделениям в оперативное управление. Последние 15 лет комбинат не функционировал. На его территории располагалась СТО, теперь там производят пластиковые стаканчики. Здание находится в аварийном состоянии.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать