Душа города — уличный аккордеонист

Так считает фотохудожник Евгений Иванов. На минувшей неделе в джаз-клубе«Труба» прошла его необычная выставка. Он впервые представил на обозрение широкой публике фотопроект под названием «Мой друг — уличный музыкант».

Так считает фотохудожник Евгений Иванов

На минувшей неделе в джаз-клубе «Труба» прошла необычная выставка. Популярный новосибирский фотохудожник Евгений Иванов впервые представил на обозрение широкой публике фотопроект под названием «Мой друг — уличный музыкант». Герой этой фотосессии еще три года назад был Евгению, да и многим музыкантам из городской новосибирской тусовки, хорошим и преданным другом…

Справка
Как сам говорит о себе Евгений Иванов, «работал сторожем, кочегаром, вахтером, стрелком ВОХР, дворником по уборке лестничных клеток, рабочим по уборке квартир, фотографом «Новосибгорразнобыта». «Специальное» образование получал в библиотеках, выставочных залах и тусовочных местах Москвы и Питера. Как большинство самоучек, воспитывался на «Советском фото«, чешских фотожурналах, на видовых фотоальбомах. Интенсивно занимаюсь фотографией с 1977 года. С 1987 года — штатный фотограф Новосибирского академического театра оперы и балета. Член Союза фотохудожников России. В настоящее время — заместитель председателя Новосибирского регионального отделения союза фотохудожников России».

История Фани



Жизнь Фани удалась, действительно удалась, но по-своему

— Двадцать лет назад я пришел работать в Театр оперы и балета, и так получилось, что все друзья были только из этой среды, — рассказывает Евгений Иванов. — Любили неформально посидеть и пообщаться. И вот однажды возник Фаня (Олег Феофанович Фомин), сын обкомовского чиновника, закончивший консерваторию и никогда не работавший в оркестре…. На этот счет у него была своя философия. В момент нашего знакомства у него был другой профиль. По собственному желанию переквалифицировался в портного. И причем отлично шил и жил при этом очень прилично. Между прочим, вся одежда, что на фотографиях, сделана его руками. И никакая музыка ему была не нужна, хотя любил ее очень сильно. В общем, вел такой «плейбойский» образ жизни.

Вскоре время изменилось, да и все это шитье Фане порядком надоело. Он стал выпивать, вести разгильдяйский образ жизни и тем самым понемногу выпадал из социума. Пил «прилично», но умел контролировать ситуацию. Друзья никогда не видели его в «обрубленном», как говорят, состоянии. Ни детей, ни жены у него на тот момент уже не было. Жил только для себя под девизом: «Хочу — работаю, а хочу — не работаю». Кое-какие деньги всегда были, да и друзья рядом. А что еще нужно?

Каким еще был Фаня? Жил в самом центре города, под «Строкой» и гордился, что у него самый высокий на Красном проспекте балкон. Несмотря на то, что друзей было полным-полно, Фаня был одинок. Очень.

— В начале 2000 года я ему и говорю: «Фаня, ты ведь музыкант, так что берешь свой аккордеон, идешь в метро и играешь, — продолжает разговор фотохудожник. — А он мне: «Да ну, так дело не пойдет, я ведь с консерваторским образованием».

На самом деле на тот момент других вариантов зарабатывания денег у Фани просто не было. Переломив свое консерваторское представление о музыке и о самом себе заодно, он все-таки пошел в метро. Через некоторое время втянулся. Понравилось.

Репертуар у Фани был самый разнообразный. Относился он к своей новой работе очень серьезно. Если посмотреть на фотографии, и особенно на те, которые сняты в метро, то можно увидеть, что он действительно чувствовал горожан: подстраивался под тех людей, которые шли мимо. Если молодежь шагает, то он тут же играет «Ленинград». Для людей постарше «Шербурские зонтики«, песни Владимира Высоцкого…

Несколько дней жизни — для всей России

Долгое время Евгений Иванов хотел сделать фотосессию с Фаней в главной роли, но тот сопротивлялся, не давал разрешения. Уличный музыкант считал, что мотива подходящего не было. Но в 2004 году Евгению подвернулся конкурс «Пресс-Фото России-2004».

— Я быстро прикинул, кого бы я хотел снять, — рассказывает Евгений. — Конечно, Фаня — герой повседневности. Он мне близок и понятен и к тому же внешне фактурный, что важно для фотографии. Ко всему он во всех отношениях неординарная личность. Объяснял ему, что хочу с помощью этого конкурса показать, что уличный музыкант — душа города. И он согласился.

Съемки шли три дня. Многие фотографы считают, что эта фотосессия — чистой воды импровизация, но на самом деле весь сценарий съемок тщательно проработан.

— Снимать люблю, — рассказывает фотохудожник. — Снимаю все: от жесткого репортажа до абстракции. Отдельная история — портретная фотография. Когда весь в работе, то обязательно должен чувствовать особое ощущение. Что-то прямо из желудка поднимается и хватает тебя за горло. И ты думаешь: вот это кайф! Если это состояние есть, значит, фотография будет отличной. Некоторые городские фотографии словно уже придуманы кем-то до меня. Я в метро езжу каждый день, и некоторые образы вызревают, фильтруются, кристаллизуются. Ага, думаешь, если вот здесь скадрировать, получится очень интересно. Есть спонтанные вещи, когда ловишь кадр влет. Вся техника у меня всегда с собой. Даже кофр пришлось поменять на рюкзак.

…На этой выставке представлено более тридцати работ, из которых (и многих других) в свое время на конкурс выбрали двенадцать. В ночь с 28 февраля на 1 марта 2004 года Евгений их отправил. Сказал Олегу (Фане): «Нужно сделать перерыв». 9 марта звонят друзья из консерватории и говорят, что Фаня-то умер. Обычно от скуки он часто названивал всем, а тут замолчал…. Врачи сказали — воспаление легких. И буквально в этот же день Иванов узнал, что получил первую премию (в номинации «Люди») за несколько кадров из жизни Фани.

Но на этом фотосессия уличного музыканта не закончилась. Евгений Иванов решил снять и похороны Фани, и его пустую квартиру, в которой уже начался ремонт после смерти.

По сути, получается фотороман — срез нашей жизни через Фаню.

Чуть позже в Нижнем Новгороде прошел открытый конкурс, куда Евгений отправил фотографии Фани и тоже получил первую премию. А потом сделал мультимедийный фильм из фотографий: на одном кадре — есть человек, а на другом — его нет. Простая грустная человеческая история.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать