Новосибирск 0.4 °C

Сборник задач для высшей школы

20.02.2007 00:00:00

В Новосибирском областном Совете обсудили меры по поддержке талантливой молодёжи

Как подчеркнул председатель Комитета по науке и образованию Сергей Худяков, губернатор Виктор Толоконский поставил во главу угла это направление, поскольку инновационная деятельность — одна из основных точек роста нашей области.

Умники и умницы не отвлекаются на уроках

Главное, над чем нужно работать сегодня, сказал Сергей Дмитриевич: создать дополнительные рычаги для того, чтобы, во-первых, способные школьники и студенты были заинтересованы в собственном интеллектуальном развитии. Во-вторых, чтобы талантливая молодежь не уезжала из Новосибирска.

В общем и целом поддержка молодого поколения у нас ведется всесторонне. Руководитель департамента образования Новосибирской области Владимир Иванов в своем докладе рассказал о двух областных программах — «Дети НСО» и «Одаренные дети», на реализацию которых из местного бюджета ежегодно выделяется по 6 и 8 миллионов рублей. На эти деньги ведется не только текущая работа, но и организуются различные конкурсы, семинары, слеты.

Планомерная деятельность дает свои плоды. Новосибирская область вошла в «золотую дюжину» регионов, показывающих наилучшие результаты на всероссийских и международных школьных олимпиадах. В прошлом году наши школьники заняли первое место на международной олимпиаде по физике, второе — по информатике, третьи места — по астрономии и географии. В общей сложности 523 учащихся приняли участие в олимпиадах.

Кузницей олимпийских кадров является гимназия N 1 — большинство победителей учатся именно там. Кроме того, 15 человек из первой гимназии получили президентские гранты. Всего у новосибирских ребят 102 гранта. Больше, чем у нас, только у питерцев.

В будущем, считает Владимир Иванов, необходимо уделять еще больше внимания подготовке новосибирских ребят к олимпиадам, а также организовывать индивидуальное педагогическое сопровождение талантливых детей.

Начальник отдела высшего и дополнительного профессионального образования департамента науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области Марина Ананич высказала убеждение, что, несмотря на важность технического творчества и спорта, основное внимание все-таки необходимо уделять развитию инновационной деятельности. В данной сфере у нас делается многое, но не все.

Марина Ивановна предлагает создать Совет по поддержке талантливой молодежи. В настоящее время у нас в регионе нет проекта по поддержке талантливой молодежи. Результат: все принимаемые меры неинтегрированы, разрознены, нет политики защиты от недобросовестных конкурентов. В итоге мы проигрываем во многих конкурсах и не получаем того, что заслуживаем. А наши дети получают некачественные образовательные услуги от сомнительных иногородних фирм, в то время как в Новосибирске действуют 49 законно аккредитованных вузов.

Особенно агрессивны на рынке образовательных услуг томские учебные заведения, открывающие в районах Новосибирской области свои представительства, не имея на то разрешительных документов. В ближайшем будущем, пообещала Марина Ананич, деятельность недобросовестных соседей будет прекращена с помощью прокуратуры.

Что касается озвученной губернатором необходимости работать на то, чтобы наша талантливая молодежь оставалась у нас, в этом направлении, по мнению Ананич, эффективным было бы создание гостевых научных городков. Положительный опыт в этом направлении имеет НГТУ. Он создает свой технопарк, где, в числе прочего, имеется три этажа квартир для участников проекта. Есть совместная с СО РАН программа. По ней 700 молодых ученых нашей области получили льготные ипотечные кредиты. Однако полностью жилищную проблему силами области не решить. Чтобы добиться федеральной поддержки, необходимо суметь привлечь к себе внимание. А как раз это — наше слабое место.

Принятый недавно на уровне Госдумы закон, вводящий безальтернативный ЕГЭ, вызывает у представителей высшей школы опасения: учителя, которым пообещали, что результаты ЕГЭ одновременно станут критериями качества их работы, займутся «натаскиванием» ребят на тесты, и им станет не до того, чтобы работать с талантливыми учениками и искать индивидуальные подходы к детям.

В данной связи университетам и академиям придется расширить сферу своей деятельности и заняться «вневузовской» работой со студентами. Скорее всего, это будет происходить на базе Центров развития инновационных компетенций. Их, по планам, в Новосибирске будет пять.

Чтобы не растерять, а, наоборот, приумножить имеющийся потенциал, поддерживать нужно не только талантливую молодежь, но и педагогов. Проректор НГПУ Александр Шрайнер с горечью заметил, что скоро в школах не останется квалифицированных учителей физики и химии. А у школьников с каждым годом снижается мотивация к изучению этих предметов, так как «в моде» гуманитарное и экономическое, а не техническое образование.

Таким образом, резюмировала Марина Ананич, есть потребность в имиджевых мероприятиях, которые бы представляли Новосибирск как научный и образовательный центр, каковым, собственно, он и является.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: