Новосибирск 0.5 °C

Не деньгами едиными…

16.02.2007 00:00:00

Как оказалось, значительные инвестиции, вложенные в систему здравоохранения в рамках национального проекта, пока не решили всех проблем отрасли.

И доброе слово лечит…

Минувший год был, действительно, судьбоносным для отечественной медицины. Это почувствовали и новосибирцы. В здравоохранение нашего мегаполиса вложены большие средства — почти девятьсот миллионов рублей, в том числе около трехсот миллионов — из городского бюджета. Эти «небывалые инвестиции», как охарактеризовал вложения начальник Главного управления здравоохранения мэрии Александр Львов, пошли на укрепление материально-технической базы, на ремонт учреждений, финансирование дорогостоящих видов медицинской помощи. За 2006 год в Новосибирск поступило 203 единицы оборудования, 74 машины «скорой помощи». Благодаря федеральному финансированию заработная плата участковых врачей возросла в среднем до 21,7 тысячи рублей, участковых медсестер — до 14 тысяч рублей. Как результат, укомплектованность первичного звена кадрами превысила 90 процентов.

Все эти цифры впечатляют, не случайно они не раз прозвучали при подведении итогов прошедшего года по отраслям городского хозяйства. Но реакция на достижения, признанные удовлетворительными, со стороны руководителей муниципальных поликлиник и больниц неоднозначна.

И не то чтобы «да», и не то чтобы «нет»…

Некоторые медики считают, что золотой дождь инвестиций пролился в рамках национального проекта далеко не на всех. В одной из публикаций «Российской газеты» главный врач поликлиники N 1 Сергей Дорофеев обратил внимание коллег на нехватку кадров, по-прежнему актуальную, несмотря на принятые в последнее время меры по укомплектованию штатов. В целом по городу сегодня не хватает около 2 тысяч врачей и 8 тысяч медицинских сестер. Кроме того, он заметил, что в отрасли работают пенсионеры либо врачи предпенсионного возраста, в участковой службе — в основном женщины.

Главный врач городской клинической больницы N 1 Вадим Коваленко упомянул о таком явлении, как «перетекание кадров»: из стационаров, оставшихся за рамками нацпроекта, уходят высококлассные специалисты. Некоторых из них привлекает, заметил он, «…беспрецедентно высокая зарплата в первичном звене».

«РГ» привела также мнение мэра Новосибирска Владимира Городецкого о том, что инвестиции «не могут в полной мере потушить пожар в отрасли, но они работают на перспективу». Мэр подчеркнул: «Мы увеличиваем зарплату врачам, устанавливаем современное оборудование, но 55 процентов опрошенных пациентов по-прежнему недовольны работой медучреждений и врачей». С учетом этого будет сформирована новая модель оплаты труда специалистов поликлиник — в зависимости от результатов их работы.

Очевидно, что в каждом новом деле начало — самый трудный этап. Тем более, когда реформы идут в такой «обросшей» проблемами отрасли, как здравоохранение. И все-таки хочется верить, что помаленьку-полегоньку наша медицина выходит из тупика. Так ли это?

Хватает на хлеб с маслом, а иногда с икрой

Одной из крупнейших в Заельцовском районе, консультативно-диагностической поликлинике N 27 — тридцать лет. В микрорайоне на улице Рельсовой все дороги ведут сюда. И не случайно, ведь это современное многопрофильное учреждение обслуживает 46 тысяч новосибирцев. Здесь 23 взрослых и 7 детских участков, специалисты которых оказывают новосибирцам первичную медицинскую помощь. Ежегодно в поликлинике регистрируется около 160 тысяч посещений пациентов. Но все это — обычная статистика. Что же нового произошло в двадцать седьмой за последние месяцы?

Самые большие достижения, как считает главный врач Ирина Булгакова, это улучшение материально-технической базы и повышение зарплаты в участковой службе. В течение года получено 11 единиц оборудования по нацпроекту и 13 единиц за счет других источников финансирования. Теперь в поликлинике действуют отличный рентгенаппарат с большой разрешающей способностью, импортный аппарат УЗИ, единственный в районе — маммографии и т. д. Это позволило существенно улучшить качество диагностики, сократить сроки обследования. Например, вместо прежних трех месяцев ожидания УЗИ пациенты теперь проходят его через неделю после записи. А в случае острой необходимости — в день обращения.

Изменилась и ситуация в участковой службе. Благодаря существенному повышению зарплаты терапевтов, педиатров, медсестер, штаты укомплектованы до 92 процентов (кто-то перешел сюда из «узких» специалистов, кто-то из других медицинских учреждений.) Как результат — удалось довести до нормы число пациентов на участках. Если в 80-е годы участковые врачи обслуживали по 3500 жителей микрорайона, то теперь по 1700. Это, конечно же, сказалось на качестве их работы, позволило больше времени уделять каждому пациенту. И, разумеется, несколько улучшило материальное положение специалистов этой самой сложной службы. Как и прошедшая дополнительная диспансеризация бюджетников, работников, занятых на вредном производстве. Врачи и медсестры, проводившие проф-осмотры, получили некоторую добавку к зарплате. Так что минувший год для многих из них в материальном плане был прибыльным. «Во всяком случае,- шутит Ирина Геннадьевна, — врачам хватало на хлеб с маслом, даже иногда — с икрой».

Молодо-зелено?

И, тем не менее, реформы не избавили новосибирскую медицину от всех проблем, точнее — выявили новые, не менее сложные. Это заметно и в поликлинике N 27. Руководитель коллектива Ирина Булгакова назвала средний возраст специалиста их «первичного звена» — 38 лет. Есть, конечно, и тридцатилетние, и пятидесятилетние, но в среднем получается так. Вроде бы, радоваться надо тому, что в коллективе много молодежи, но Ирина Геннадьевна считает, что это не такой уж большой плюс. По ее убеждению, у многих нынешних молодых специалистов достаточно прочные базовые знания, а вот подготовки к практической медицине им явно не хватает. Приходится доучивать их «по ходу дела». А не лучше бы еще в медуниверситете, начиная где-то с третьего курса, приучать студентов к работе на участке, проходить практику в городских микрорайонах? Также, убеждена главный врач, неплохо бы вернуть систему распределения молодых специалистов, в этом случае новоиспеченный врач был бы обязан отработать положенное время на участке. А это, в свою очередь, способствовало бы более ответственному отношению выпускников вузов к профессиональным обязанностям, их закреплению на рабочем месте.

Кто же крайний

В январе, когда пациенты-льготники дружно выписывали новые рецепты на препараты, в поликлиниках, в том числе и в двадцать седьмой, было очень многолюдно. Но и сейчас, когда этот поток вроде бы должен схлынуть, возле кабинетов ожидают своей очереди по 10–20 человек. Выходит, реформы не «разгрузили» поликлинику? Во всем виноват, объясняет главный врач, так называемый человеческий фактор:

— В терапевтическом отделении десять врачей, все женщины. Бывают периоды, когда часть их отсутствует: одна на учебе, другая в декрете, третья в очередном отпуске, четвертая заболела или ребенок простыл… Вот и получается, что оставшиеся тянут двойную нагрузку. А это неизбежно приводит к очередям. Кто-то из больных с пониманием относится к таким форс-мажорным обстоятельствам, кто-то пишет жалобы…

Претензии пациентов — особая статья. Они всегда были и, наверное, будут. Но, оказывается, их стало… больше и заметно изменился характер обращений трудящихся. Ирина Булгакова пояснила, что если в 2006 году люди жаловались, в основном, на недоступность диагностики, на качество медицинской помощи, то в 2007-м — на грубость и невнимательность врачей, медсестер. И чаще всего пациенты бывают недовольны молодыми специалистами. Поэтому-то приходится прививать им не только профессиональные навыки, но и основы этики, диентологии (умения общаться с пациентами). По наблюдению Ирины Геннадьевны, на доброго, мягкого доктора, даже если он не блестящий специалист, редко жалуются. А вот на резкого, грубого мастера своего дела — сплошь и рядом. Видимо, у людей повысилась самооценка, чувство собственного достоинства, кроме того — они поняли, что имеют право рассчитывать на внимательное, уважительное отношение к себе.

В поликлинике N 27 строго спрашивают за каждое нарушение врачебной этики. И попытки виновных оправдаться: «Ну вот, врач всегда крайний!» всерьез не воспринимаются. И дисциплинарные взыскания, предупреждения обычно действуют должным образом. Во всяком случае, увольнять никого не пришлось — наказанные делают выводы и меняют свое отношение к людям. Небольшой, но все-таки результат.

Ирина Булгакова считает, что сегодня пока особо не заметно пропорциональной взаимосвязи между вложенными в здравоохранение средствами и отдачей медицины. И в этом направлении, — убеждена опытный врач и администратор, — надо еще много работать, в том числе и с людьми в белых халатах. Прежде всего — воспитывать у них новое, более добросовестное, творческое отношение к своему делу. Очевидно, что за качественное медицинское обслуживание общество, действительно, спросит с «крайнего», с врача.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: