Только за девять месяцев текущего года в комитет по защите прав потребителей мэрии обратилось 1779 горожан, недовольных качеством сотовых телефонов
Чаще всего жалуются на отказ тех или иных функций телефона. То батареи слишком быстро разряжаются, то вдруг исчезнет изображение на дисплее, а то и вовсе самовольно отключится телефон «на самом интересном месте». Отправляешься в магазин, где тебе продали «мобильник» разлюбезные продавцы,
ЧТО ДЕЛАТЬ? Покупатель вправе требовать в случае обнаружения в нем существенных недостатков замены товара или возврата денег. Причем продавец не вправе удерживать из этих средств сумму, на которую понизилась стоимость
Но если дело
Вот вам типичная история: моя знакомая Светлана отдала сотовый телефон в гарантийный ремонт. В талоне, выданном сервисным центром, не был указан срок выполнения ремонта, а написано только, что телефон может находиться на ремонте два месяца и даже более (если запасных частей не будет в наличии). Телефон на замену ей не предложили. В итоге она без привычного средства связи прожила месяц.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Требуйте в письменном виде предоставить вам на время ремонта родного телефона аналогичный. Торговые организации обязаны
Но вернемся к истории с моей знакомой. Так вот, как только она получила телефон из сервисного центра, сразу решила его проверить. И что вы думаете? Они отремонтировали одну неисправность, но появились новые!
ЧТО ДЕЛАТЬ? А потребовать с сервисных дел мастеров неустойку за просрочку гарантийного ремонта один процент цены товара за каждый день просрочки. Согласно статье N 20 закона, защищающего права потребителей, ремонт должен быть выполнен незамедлительно, если иные сроки не определены соглашением сторон в письменной форме.
Центр центру рознь
Если у вас нет гарантийного талона, по которому должны обслужить бесплатно, то ремонт обойдется в сервисном центре
В идеале сервисные центры должны информировать покупателей о конкретных сроках устранения недостатков мобильных телефонов и более тесно работать
Возможно, обращений и жалоб было бы меньше, говорят специалисты комитета по защите прав потребителей, если бы покупатель сам участвовал в проверке качества товара. Однако продавцы и сервисные центры отказывают потребителям в этом праве, ссылаясь на то, что посторонним нельзя вторгаться в стерильные условия, в которых проводится ремонт и диагностика мобильника. Кроме того, потребителю необоснованно отказывают в предоставлении ему безвозмездно аналогичного товара на период ремонта или замены.
С другой стороны, потребительская грамотность населения хромает на обе ноги. Далеко не все горожане знают, как застраховаться от неприятностей при покупке сотовых телефонов, на какие моменты обратить внимание, что спросить у продавца, а что потребовать. В связи с этим в городском комитете по защите прав потребителей специалисты подготовили (еще в прошлом году) Памятку для покупателей мобильных телефонов, в которой даны рекомендации: что надо знать при покупке мобильных телефонов и что делать при обнаружении недостатков. Вот избранные места из этой памятки.
Избежать ремонта не отходя от кассы
Мобильные телефоны не входят в перечень технически сложных товаров, и поэтому покупатель вправе требовать замены товара в случае обнаружения в нем существенных недостатков или расторжения договора
ЧТО ДЕЛАТЬ? Прежде чем покупать товар, узнайте, у кого вы его покупаете. Никто не просит, конечно, искать личной встречи с поставщиком, а всего лишь нужно удостовериться, что на магазине имеется вывеска с указанием фирменного наименования, сведений о режиме работы и юридического адреса. Если ничего такого нет (вот поэтому не рекомендуют покупать телефоны в переходах и сомнительных торговых точках), то нужно выяснить у работников этой торговой точки необходимую информацию: наименование организации, юридический адрес продавца, сведения об индивидуальном предпринимателе и другие необходимые данные. Если не предоставляют таких сведений, то товар лучше не покупать, так как рискуете, обнаружив брак, не найти продавца или не доказать, что именно у него был куплен телефон.
Если вас все устраивает, то, чтобы сделать правильный выбор, сначала изучите ценник, на котором должна быть указана не только цена, но и наименование товара, его марка, модель. На ценнике подпись материально ответственного лица (или печать организации) и дата оформления. Далее изучите информацию, прилагаемую к товару. На русском языке читайте следующее: наименование товара, адрес изготовителя и организации, производящей ремонт и техническое обслуживание, обозначение стандартов (обязательным требованиям которых должен соответствовать товар), сведения об основных потребительских свойствах, правила и условия эффективного и безопасного использования товара, гарантийный срок (если он установлен) и условия приобретения телефона.
Кроме того, продавец должен ответить на все интересующие вас вопросы. Узнайте, выполняет ли изделие нужные вам функции. Потребуйте, чтобы продавец в вашем присутствии проверил работоспособность аппарата продемонстрировал вам, как работают функции вызова, ввод текста, установление звука и громкости, запись вызовов и т.д., затем проверьте комплектность изделия, наличие паспорта, гарантийных талонов, инструкции о правилах пользования (все документы должны быть на русском языке). Потребуйте, чтобы продавец научил вас пользоваться телефоном. И напоследок: выясните, имеются ли в товаре ненужные вам функции, и решите, стоит ли за них переплачивать и не лучше ли подыскать телефон без лишних наворотов? Если понравившийся вам телефон был в употреблении или в ремонте, то вам должны обязательно сообщить об этом. Но напрашивается вполне резонный вопрос: зачем тогда такие мобильники покупать и продавать?