В минувшие выходные в «Победе» прошел фестиваль «Французское кино сегодня»
То, что французский киномарафон совпал по времени с открытием кинотеатра после реконструкции не случайность. Организатор фестиваля, ассоциация «Юнифранс», занимающаяся продвижением французского кино в мире, довольно пристально отслеживает ситуацию с кинопрокатом в России. И, как рассказал представитель ассоциации Жоэль Шапрон, как только стало известно, что в Новосибирске после долгого перерыва возобновляет свою работу легендарный кинотеатр, сразу возникла идея представить французское кино именно здесь. Администрация «Победы» эту идею поддержала, в результате два события в нашей культурной жизни города слились в одно и довольно громкое.
Шесть премьер с участием представителей съемочных групп, около пятидесяти сеансов, большая часть которых проходила при полных залах. Кстати, несмотря на масштаб события, цены на билеты были «средненовосибирские», даже чуть ниже от 100 до 180 рублей. Французская делегация была в восторге, несмотря на то, как рассказала атташе по кино и телевидению посольства Франции Кристель Вержад, что в момент прибытия в Толмачево все были слегка разочарованы: как же так, забрались в такую далекую и холодную Сибирь, а здесь никакого климатического экстрима: нулевая температура! Но потом были и снег, и мороз, и прогулки на санях, и аншлаги, внушающие большие надежды.
«Полуофициальный» девиз фестиваля «французское кино против голливудского мейнстрима». На самом деле, скорее, просто «против мейнстрима»: еще несколько лет назад Франция занимала в прокате второе место (на первом, естественно, Америка). Сейчас на видимое невооруженным глазом второе место вышла Россия и это вполне естественно. А европейское кино на этом фоне просто «потерялось». Хотя, если покопаться в памяти, то первый киносеанс братьев Люмьер состоялся 111 лет назад именно в Париже. То есть первое в мире кино было именно французским.
От обычных кинофестивалей «Французское кино сегодня» отличает то, что задачи у него не столько культурные, сколько коммерческие: и фильмы отбираются не те, которые критики назвали лучшими, а те, которые прокатчики сочли перспективными, интересными для зрителя. В Москве фестиваль проходит уже семь лет и, в целом, выполнил свою задачу: публика, долгое время игнорировавшая фильмы, снятые на родине кинематографа, начала проявлять к ним системный интерес. Но в последнее время российский кинопрокат вышел за пределы МКАД: по словам Жоэля Шапрона, около 70 процентов кинокассы делается в провинции. И с прошлого года ассоциация «Юнифранс» пошла в регионы в наиболее перспективные для прокатчиков города. Новосибирск относится к их числу число хорошо оборудованных залов растет у нас с каждым годом. Зрителю остается сетовать только на репертуар: вовремя у нас выходят на экраны только громкие блокбастеры, а все, выходящее за рамки «суперкассы», доходит со значительным опозданием, а частенько и не доходит совсем (к примеру, «Гадкие лебеди» по Стругацким). В этом плане любая «раскачка» устоявшихся стандартов местного кинопроката крайне выгодна нам, как зрителям, жаждущим разнообразия, авторского кино и прочего «неформата».