Продолжаем знакомить наших читателей с наиболее интересными публикациями журнала «Чудеса и Приключения», полученными из редакции этого издания. Как уже сообщалось, такие подборки по договору с журналом мы будем периодически публиковать на страницах «Вечерки».
Лет тридцать назад автору приснился сон, будто он попал в стан
Увидел себя в Киеве на восходе солнца. Большая часть города уже взята татарами. Незанятой оставалась меньшая часть Святославов город с Софией Киевской. Погода была морозная, на деревьях серебрился пушистый иней. Я сразу понял, куда попал. Я стоял на улице, застроенной двухэтажными домами с маленькими оконцами. Между ними и стеной Святославова города лежала полоса земли шириной метров пятьдесят. За ней находился ров шириной метров восемь, а за рвом шла стена из двух рядов брёвен, промежуток между которыми был засыпан землёй. Татары разбирали срубы домов. Пользуясь древками копий как рычагами, они скатывали брёвна в ров. На протяжении метров шестидесяти они заполнили ров до краёв, но продолжали накатывать ряды брёвен ещё выше.
Я стал думать, как сорвать штурм города, спасти уцелевших жителей и памятники культуры от гибели. Вдруг один из татар заметил меня. А одет я был в однобортное
Возле кресла во главе стола стоял молодой широкоплечий татарин. Он радостно улыбнулся
Мои воины тебя сразу узнали, сказал
Меня поразило, что он почти правильно назвал моё имя. Я поправил его, и он удивился, что мои родители так меня назвали.
Они что католики?
Да нет, православные, ответил я.
Он обернулся к воинам и резко бросил:
Это мой потомок! Он сядет во главе стола! Будете ему подчиняться!
Один из воинов забрал мою одежду и повесил её на резной деревянный колышек, торчащий из стены. Там же висели шубы других воинов и были сложены доспехи.
Так вы мой предок, растерянно сказал я. А где же ваша жена?
Почему ты говоришь мне «вы»? Я ведь один. Я ещё в походах, не нашёл времени жениться. И деток у меня нет. Эй, стражник! Помоги умыться господину!
А нас учили,
Общий хохот ответил мне. Но предок всё же пояснил:
Мы часто моемся в банях, паримся в них. У нас без мыла в поход воина не пускают.
После умывания прислужник развернул передо мною белое льняное полотенце. Внизу его красной шерстью были вышиты петухи. Я подумал, что полотенца татары захватили в русских деревнях. Ведь именно там я их видел. Только петухи были вышиты льном. Я спросил: «Это трофей?» и пожалел, что сказал. Предок не поймёт это слово. Но он понял.
Нет, это не военная добыча. Это наше, народное. Красный петух символ нашего народа.
А вышивка шерстью по льну?
Это тоже наше исконное.
Я вытерся, и предок подвёл меня к креслу во главе стола. Не успел я сесть, как он приказал:
На молитву!
К моему удивлению, все воины начали читать
А нас учили, что монголы язычники, после молитвы сказал я.
Да нас греческие миссионеры крестили шестьсот лет назад! возмутился предок.
А почему вы не сожгли дома вокруг крепостных стен? У нас на картинах, изображающих взятие вами русских городов, рисуют горящие дома.
А мы никогда не жжём дома. Они нам самим нужны. Лучше жить в бревенчатом доме, чем в юрте. Лучше печь хлеб в печи, чем на костре лепёшки. Ходить в бревенчатую баню лучше, чем париться в юрте. Жгут свои дома сами жители, чтобы враги не имели пристанища, а потом все уходят за стену. Но сейчас они пожадничали и не сожгли, и это им дорого обойдётся.
Слуги положили на колени каждого небольшие льняные полотенца. Сели за стол и мы. На середину стола поставили деревянное блюдо с крупно нарезанными ломтями пшеничного (?!) хлеба и солонки с мелкой, но грязноватой солью. Мне подумалось, что это враги Киева, а значит, и мой предок мой враг.
Слуги поставили глиняные миски с тёплой водой для мытья рук во время еды, а потом внесли деревянное корыто с варёной тушей барана. Предок взял баранью голову и часть передней ноги и положил мне на деревянное блюдо. Затем стал одаривать кусками остальных. Воины ели аккуратно, пользуясь двузубыми вилками и ножами с деревянными ручками. Ели с хлебом, макая его в солонку. Баранина была несолёной, хлеб тоже. Я присмотрелся к сидящим. У одних скуластые лица и раскосые глаза, другие узколицые с круглыми глазами. Синеглазый мой предок был с очень белой кожей, со скуластым лицом, но глаза его не раскосые. Убрав со стола, слуги подали глазированные синие пиалы из глины и блюдечки с шариками тёмного цвета. Предок дал мне знак начинать пить первым. Чай был солоноватым. Шарики размером с пятикопеечную монету оказались печеньем из пшеничной муки, сдобным и солёным.
Ты тысяцкий? спросил я после чая.
Тысяцкие они, кивнул он вслед выбежавшим воинам. Я темник.
Мы вышли из дома. Улицы больше не было один неопрятный пустырь с мусором и развороченными подвалами. Брёвна от разобранных домов татары уложили в длинную эстакаду, начинавшуюся метрах в тридцати от рва и оканчивающуюся у самой стены. Высота эстакады была около двух метров. С моей стороны у неё лежали копны сена с соломой, а рядом стоял монгольский воин с горящим факелом.
Решив, что татары и дальше будут наращивать эстакаду, чтобы по ней ворваться в город, я лихорадочно стал перебирать варианты его спасения. Может, попытаться уговорить предка отказаться от штурма? Ведь разорять город
Предок смотрел восхищённо.
Ты весь в меня. У тебя тоже отличное тактическое мышление. Всё сделал правильно и вовремя!
Оказалось, что всё так и было задумано, и я невольно помог татарам. «Теперь спасти город может только смерть военачальника, командующего штурмом«, подумал я. Но предок уже подал команду,
Приступ ярости и холодного отчаяния захлестнул меня. Я выхватил меч из ножен предка, успев подумать, что мечу лет восемьсот, а он не ржавый и такой острый, как новенький. Нет, мечу всего лет восемьдесят. Тогда почему же мы оба молодые: предок и я?
Предок не сопротивлялся, он даже помог мне обнажить его меч, придержав ножны. Он, видимо, решил, что я хочу участвовать в уличном бою. Но я всадил ему два раза меч между лопаток потому что кольчуга у него была только спереди. Предок упал.
Послышались крики:
У ног моих послышался стон. Предок приподнялся на руках и пытался
Прости, сказал он,
А штурмом командовал теперь Батый
Проснувшись, я долго не мог прийти в себя. Я понял, что если я не взорвался, не аннигилировал, то только по одной причине: значит, мой предок выжил после моих ударов мечом. Ещё оставалось чувство стыда, что я не смог сорвать штурм.
Мне захотелось проверить всё, что я узнал из сна. В киевском Музее народного искусства Украины я нашёл ответ на первый из вопросов: вышивка крашеной шерстью по льну и сейчас применяется в сёлах Закарпатской Украины. А женщины там носят халаты из чёрного сатина, стёганые на вате, узбекского образца.
В книге «Аз и я» О. Сулейменова я прочитал, что изображение красного петуха это действительно символ ряда тюркских народов и излюбленный сюжет их вышивок. Так я получил ответ на второй вопрос.
Ответ на третий свой вопрос я нашёл, читая работу
Но главная проверка состоялась в августе 1981 года, когда я приехал в Киев. Ещё раньше я рассказал
Я вспомнил, как во сне светило солнце, примерный час дня и, наконец, нашёл то место, где была эстакада. Саша кинулся обнимать меня. Оказывается, только весной этого года Абовян и другие преподаватели вместе со студентами нашли следы пролома в городской стене, сделанного в ней татарами в 1240 году. И способ, которым был сделан пролом, я указал правильно. Я ошибся всего метров на пять. Но главный сюрприз ждал меня на следующий день. Саша дал мне почитать изданный только в прошлом, 1980 году ещё один список русской летописи. В ней я прочитал, что руководивший штурмом «был зело уязвлён в спину нечистой силой». Я был так потрясён этим известием, что не только не выпросил эту книгу, но даже не списал её выходные данные.
Эльвир КУЧЕРЕНКО (печатается с сокращениями)