Новосибирск 9.9 °C

Россия — Китай: дружи с Югом, опасайся Севера?

13.10.2006 00:00:00

О некоторых мифах в нашем общественном сознании

Главной политической мечтой философов и мудрецов Древнего Китая было объединение разрозненных китайских царств в единую империю во главе с самодержавным «Сыном Неба». В III в. до н. э. мечта стала реальностью. Первый всекитайский император Цинь Ши-хуанди объединил Поднебесную, ввел единую письменность и начал строительство Великой стены. Но в IV в. н.э. поступательное развития Китая было разорвано мятежом свирепых кочевников — хуннов, которые захватили весь север страны. Поднять свои косматые бунчуки над Южным Китаем номадам помешали полноводная Янцзы и мужество китайских солдат. С этого времени берет свое начало деление Китая на две части: Север, где хозяйничали кочевники, и Юг, где правили наследники древних китайских родов.

Южные провинции Китая развивались быстрее северных, явив миру новое «экономическое чудо»

Хозяева Северного Китая менялись постоянно. На смену хуннам пришли сяньби, затем кидани, а после них чжурчжэни. Здесь славились воинская доблесть, простота и лаконичность. Все это время на Юге бережно сохранялись древние конфуцианские традиции. Южане преклонялись перед мудростью ученых, презирали военных и не считали коррупцию большим преступлением. Противоборство Севера и Юга «красной нитью» проходит через всю китайскую историю. Даже в те десятилетия, когда могущественные императоры восстанавливали единство страны, «северные» и «южные» чиновники продолжали активно бороться друг с другом. Приход к власти в Китае коммунистической партии (КПК) положил конец открытому противостоянию северян и южан, но «экономическое чудо» Дэн Сяопина ознаменовало новый виток конкуренции регионов, теперь уже в области экономического развития и торговли.

В силу целого ряда причин в 90-е гг. южные провинции Китая развивались гораздо быстрее северных. Кроме того, на юге с самого начала сделали ставку на высокое качество продукции, в то время как главным показателем успешности северных предприятий считалась ее доступность. Все это время главным партнером российских «челноков» и крупных оптовых компаний были северокитайские производители. В результате в общественном сознании укрепились два мифа: вся китайская продукция очень дешевая и очень некачественная. Абсурдность этого утверждения известна всем туристам, побывавшим в Европе и США, а тем более в самом Китае. Но для большинства наших сограждан изделия северных провинций — единственная известная разновидность китайских товаров.

Ситуация начала постепенно меняться с 2005 г., когда экспертами был зафиксирован резкий рост объемов экономического сотрудничества приграничных районов России с предприятиями из южных провинций КНР. По итогам 2005 года торговый оборот южной провинции Гуандун с российскими регионами в 2 раза превысил оборот с северо-восточной провинцией Хейлуцзян. Главной причиной такого интересного экономического явления экономисты Поднебесной посчитали просчеты руководства северо-восточных провинций Китая (СВК). По их мнению, местные чиновники неправильно определили основные направления инвестиций в российскую экономику (производство товаров народного потребления, первичная обработка древесины, изготовление стройматериалов, выпуск экологически вредных химических материалов).

Кроме того, стремление руководства СВК расширить экспорт за счет снижения качества выпускаемых товаров оказывает негативное влияние на репутацию китайских производителей (прежде всего из Южного Китая) и идет вразрез с установками центрального руководства КНР по повышению авторитета страны как экспортера. Следствием этого стало заявление ряда крупных и средних частных предпринимателей из южных регионов Китая об отказе продвигать свои товары через посредников из СВК, сделанное по итогам завершившейся 17-й Харбинской торгово-экономической ярмарки. При этом было отмечено, что руководство СВК физически не способно изменить направленность инвестиций, так как это приведет к окончательному разрушению сложившейся производственной инфраструктуры региона.

В это же время не только российские бизнесмены, но и представители региональных властей стали делать предложения экономического характера представителям южных провинций через голову их «северных» коллег. В сентябре 2006 года КНР посетили две делегации из Новосибирской области. Первую новосибирскую делегацию в КНР возглавил губернатор Виктор Толоконский, а вторую — председатель Сибирского отделения Российской академии наук Николай Добрецов. В ходе обоих визитов упор делался на сотрудничество в сфере высоких технологий, причем приоритет отдавался предприятиям Южного Китая.

Как было отмечено в ходе визита участниками делегаций, во время переговоров были затронуты острые вопросы о торговых связях Сибири и северо-восточных провинций Китая. Внимание китайских партнеров было обращено на сложившуюся парадоксальную ситуацию. Суть в следующем: репутация Китая как крупного производителя товаров народного потребления страдает из-за поставок некачественных изделий по каналу челночной торговли. Среди покупателей формируется устойчивая оценка: китайский товар есть некачественный товар. Заместитель мэра Инкоу Ван Шицо согласился с такими оценками и высказал мнение, что Россия должна теснее сотрудничать с Китаем в форме создания совместных предприятий. По его мнению, с китайской стороны должен быть вклад в виде зданий инфраструктуры и рабочей силы, а с российской — интеллектуальный вклад в виде технологий. При этом совместная высокотехнологичная продукция высокого качества может реализовываться не только на рынках России и Китая, но и других стран.

Вопросы упорядочивания челночной торговли поднимались во время официального приема в правительстве северо-восточной провинции Ляонин. Заместитель начальника управления внешнеэкономической деятельностью правительства провинции Ляонии Чан Лиян (Chang Liyang) в неофициальной обстановке, во время ужина, сообщил, что правительство Китая внимательно следит за состоянием народной торговли и обеспокоено снижением репутации Китая в этой сфере. Центральное правительство рекомендовало более внимательно относиться к качеству поставляемых товаров из Китая в Россию и стимулировать деятельность крупных китайских экспортно-импортных компаний в установлении устойчивых связей с крупными российскими потребителями.

Один из руководителей отдела по работе с иностранными специалистами правительства провинции Ляонин, касаясь этой темы, сообщил, что рынок Китая перенасыщен некачественными товарами. В Китае уже сформировался значительный средний слой населения, который не покупает товары, производимые по линии народной торговли, а предпочитает покупать качественный товар по более высокой цене в крупных магазинах. Это обстоятельство является дополнительным фактором, выталкивающим некачественный товар в Россию.

В это же время у российских граждан, благосостояние которых медленно, но верно растет, «северные» китайские товары пользуются все меньшим спросом. Особо это касается товаров, переправляемых в Россию нелегально, в рамках «серого» экспорта. Этим фактом попытались незамедлительно воспользоваться главные экономические конкуренты Китая на Дальнем Востоке — Япония и Корея. Бизнесмены Страны восходящего солнца и Страны утренней свежести, тесня китайских предпринимателей, удвоили усилия по проникновению на российский рынок. Японские префектуры Тояма и Исикава уже инвестируют средства в разработку нанотехнологий в Новосибирске, компания «Ниссе Иваи» выделила средства на модернизацию Иркутского завода с целью производства японских микроволновых печей, которые должны вытеснить с российского рынка южнокорейские и китайские аналоги. Южнокорейские высокотехнологичные компании Daewоо, LG, Samsung производят свою бытовую технику на предприятиях Уссурийска и Комсомольска-на-Амуре.

Характерно, что первыми забили тревогу не северные, а более динамичные южные китайские предприятия. Опасаясь конкуренции со стороны своих азиатских соседей, южнокитайские компании стали все более активно вкладывать свои средства в промышленные производства на территории России. Компания по коммуникациям «Чжунсин» и другие предприятия открыли в Москве и других городах производственные базы и центры технологического обслуживания. В качестве примеров участия китайского капитала в развитии реального сектора экономики Сибири и ДВ РФ также можно привести реализацию проектов создания производства автомобилей «Сhеггу» в Новосибирске и Иркутске, текстильного комбината «Billy Jeans» в Биробиджане.

Об инвестициях в Россию всерьез задумались и другие китайские бизнесмены. Предприниматели из Гонконга регулярно организуют чартерные рейсы в Москву для обсуждения деловых вопросов, а в сентябре 2005 года в провинции Цзилинь (г. Мишань и Цзиси) прошел российско-китайский форум, на котором обсуждались вопросы масштабных инвестиций гонконгского бизнеса в Россию.

Одной из важнейших задач китайского правительства в последние годы объявлено экономическое развитие окраинных провинций КНР. Особую тревогу в этой связи вызывают северо-восточные районы Китая, которые никак не могут найти современные эффективные механизмы включения в систему торговых отношений с обновленной России. От того, насколько успешно справятся с этой задачей руководители провинций Хэйлуцзян, Гирин и Ляонин, зависит не только их дальнейшая политическая карьера, но и будущее всего Северо-Восточного региона Китая.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: