«Умная среда» прописалась в «Трубе»
«Иногда лучше говорить, чем жевать!» таков девиз программы «Умная среда». Как нетрудно догадаться, «программные мероприятия» будут происходить по средам в джазовом клубе «Труба» и иметь прямое отношение к «разговорному» жанру дебаты, лекции, публичные интервью, творческие встречи и так далее. Естественно, все это «о высоком», ибо потребность
Разговоры такие обычно ведутся на кухне, «за рюмкой чая». Совместный проект агентства «Открытая Сибирь» и голландского фонда «Феликс Меритис» (в Голландии традиция публичных дебатов одна из самых старых в Европе), в рамках которого проходят «Умные среды», так и называется: «Кухня». Помимо еженедельных лекций местных, столичных и европейских экспертов, общественных деятелей, профессионалов и просто интересных людей, формат «Кухни» предполагает непринужденное и живое общение, выставки и другие культурные события. Также совместно с Летним университетом Амстердама на базе центра будет проводиться ежегодная Европейская зимняя академия, состоящая минимум из четырех недельных курсов на темы: «медиа», «культура» и так далее.
Клубная разговорная культура дело для Новосибирска пока новое, хотя в других городах довольно успешно прижилась. Взять хотя бы московскую «Билингву» поначалу в жизнеспособности проекта сильно сомневались, а сейчас без нее культурную жизнь столицы уже трудно представить. Займут ли «Умные среды» в нашей жизни столь же почетное место пока вопрос, но первые блины «кухонной» выпечки вышли отнюдь не комом.
Гостей обещают импортировать из Москвы раз в месяц и первый же гость продемонстрировал отменный вкус организаторов мероприятия. Лев Рубинштейн, живой классик русской поэзии, один из основателей московского концептуализма и лауреат многочисленных литературных премий, эссеист, колумнист «Газеты.Ру» и «Граней.Ру». В Новосибирске он, кстати, был впервые в жизни, что можно было бы счесть «нераскрученностью». Но тем не менее в «Трубе» был переаншлаг: народ сидел везде, где только мог (включая край сцены), а кто не смог сесть стоял. А классик умостился за фирменный «трубный» столик, сделанный из подставки от древней швейной машинки «Зингер», и читал эссе и свои фирменные «стихи на карточках» (форма, изобретенная самим Львом Семеновичем). Посвященные в подробности последних выступлений Рубинштейна, на которых
Речь шла в основном о культуре вообще и литературе в частности. Так, на вопрос, что Рубинштейн порекомендует почитать, последовал совет перечесть «Анну Каренину» («перечитал месяц назад и очень всем советую, это совершенно современная проза»). В то же время Лев Семенович категорически против того, чтобы хорошие книги изучались в школе верный способ воспитать отвращение к литературе. Не нравится ему и идея Сорокина о включении в школьную программу самого Рубинштейна: («Я с трудом представляю себя в виде портрета в учительской»). Он считает, что писатель не должен дистанцироваться от читателя равно как не должен и заигрывать с ним, идти на сближение. Писатель вообще не должен читателю (равно как и наоборот), и в идеале между ними должны возникать «исключительно горизонтальные отношения свободного влечения».
Рубинштейн вообще не любит ничего официального. К примеру, «театр как институт»: «Я сам себе театр, я очень люблю его внутри себя. Но сам театр меня
«Умные среды» продолжаются. Вчера в «Трубе» в центре внимания был человек редкой профессии новосибирский фотопродюсер Валерий Кламм с рассказом о документальной фотографии и «Тут» конкурсе историй не рассказанных, но показанных. Кстати, в лучших традициях кухонных встреч денег за вход по средам в «Трубе» не требуют. Треп