Сначала, с 1 августа, все желающие смогут купить транспортную карту, которая заменит общегражданские бумажные проездные, а с 1 января будущего года пенсионеры и другие категории льготников смогут ездить в транспорте по социальной карте. Об этом говорится в Постановлении мэрии Новосибирска N 716 от 26.06.2006 «О внедрении в городе Новосибирске автоматизированной системы учёта и безналичной оплаты проезда в городском общественном пассажирском транспорте«.
Что это такое?
Электронный проездной это бесконтактная пластиковая карта с микропроцессором чипом. Она позволяет учитывать каждую поездку с привязкой ко времени, маршруту, конкретному транспортному средству (автобусу, троллейбусу, трамваю, метро и т.д.). В социальных картах учитываются ещё категория льгот и конкретный владелец карты. Иначе говоря, транспортная карта анонимна, по ней может ездить хоть вся семья по очереди, по социальной сможет ездить только владелец. Транспортная карта устроена как электронный кошелёк: на неё вносится определённая сумма, с которой каждый раз списывается стоимость поездки. Социальная карта просто считает совершённые поездки, лимита на количество поездок нет.
Как она работает?
Вы прикладываете карту
Зачем это нужно мэрии?
Прежде всего, для учёта поездок. Электронные проездные позволят намного более точно, чем при обследованиях, которые проводятся раз в несколько лет, определять реальные пассажиропотоки. Причём каждодневно, с точностью до минуты, до каждого автобуса и трамвая, до каждого пассажира. В результате станет понятно, какие маршруты открыть, какие усилить, какие сократить.
Точность учёта позволит решить вторую застаревшую проблему компенсации транспортникам за провоз льготников. Сегодня никто, кроме
Наконец, устраняется сегодняшняя несправедливость: частный транспорт льготников не возит (поскольку не хочет терпеть убытки
Зачем это нужно транспортникам?
Они наконец начнут получать компенсации за льготников и перестанут нести от этого убытки. Кроме того, с переходом на безналичные расчёты становится прозрачнее учёт, улучшатся условия труда, повышается статус кондукторов. Опыт Челябинска, где электронные проездные действуют уже несколько лет, показывает, что доходы транспортных предприятий увеличиваются примерно на 15%.
Зачем это нужно новосибирцам?
Ясно, что пенсионеры и другие льготники смогут пользоваться частным транспортом. А что изменится для тех, кто покупает проездные или ездит за наличные?
Многим из нас по роду работы приходится постоянно мотаться по городу. В конце
Что удобно, понятно: не стоять в кассу, не возиться с мелочью. А насколько это выгодно? Ведь бумажный проездной покупают обычно, рассчитывая на существенно большее число поездок, чем его номинал. А тут электронный кошелёк, и каждую поездку считают. Здесь предусмотрены скидки. Кладёте на проездной 200 рублей скидка 5%, 400 рублей 10%, 600 рублей 15%.
Почему сначала транспортная карта, потом социальная?
Организационно с продажей и пополнением транспортных карт проблем никаких нет. Оснастили считывающими устройствами транспортные средства, установили устройства для пополнения карт в пунктах продажи проездных и всё.
Другое дело социальная карта. Это персональный документ с фотографией, фамилией, именем, отчеством, личной подписью, штрихкодом, магнитной полосой для банковских приложений и т. д. Чтобы вам её выдать, вас сфотографируют специальной камерой. Потом сделают запрос в базу данных льготников, чтобы подтвердить ваши льготы и сделать в карте метку, к какой категории льготников вы относитесь. Вашу персональную карту должны изготовить, вы в ней должны расписаться и т. д. Отчасти это напоминает процесс выдачи нынешних бумажных социальных проездных, но чуть сложнее. Поэтому процесс выдачи социальных карт предполагается организовать в максимально спокойном режиме, в течение нескольких месяцев, чтобы все, кто имеет на это право, смогли их получить. Тем более что многие сейчас на дачах или в отъезде и появятся в городе только в октябре.
Кроме того, с 1 октября начнётся выдача социальной карты студента. На ней тоже будет фотография, фамилия, имя, отчество, личная подпись, штрихкод, магнитная полоса. Фактически это будет электронный студенческий билет. Он может использоваться в пропускных системах. По нему студенты смогут ездить в транспорте с 50% скидкой. Получать скидки в столовых и профилакториях. Использовать его как электронный полис в системе обязательного медицинского страхования. Получать по нему стипендию и управлять своим банковским счётом.
Вообще-то
Ваши вопросы, предложения и пожелания по транспортной карте и социальной карте новосибирца вы можете прислать в редакцию «ВН» с пометкой «транспортная карта» или «социальная карта».