Новосибирск 9.2 °C

Странник Вселенной. Всегда в пути

18.07.2006 00:00:00

«Однажды весной к дверям дома малютки была подброшена плетеная корзинка, в которой лежали спеленатый младенец и записка: «Чепоков Николай Анатольевич, кумандинец, родился 30 января 1961 года. Такое трагисказочное начало биографии совершенно органично для художника-графика Николая Чепокова. Пожалуй, оно было бы более достоверно, если бы в той записке было написано: «Странник Вселенной. Здесь только на одну жизнь. Потом снова в путь», — читаем в предисловии к этой уникальной книге, увидевшей свет в издательстве народной галереи «Сибирский особняк», авторами-составителями которой выступили директор галереи Татьяна Веревкина и кандидат искусствоведения Евгений Маточкин.

Тень посоха

Мечта «отправиться бродить по свету» сопровождала Чепокова еще с детских лет. Трудно сказать, было ли это продиктовано постоянными интернатскими запретами, что само по себе делало понятие свободы неизбывной мечтой, или было предопределено свыше, но, отучившись в ПТУ на плотника и отработав по распределению на стройке, он бросил все и отправился в Путь по алтайской земле. За годы странствий чем только ни занимался — весной собирал папоротник-орляк, осенью — облепиху, мыл золото на реке Антроп, работал в Майминской геофизической экспедиции, кочегарил…

Все, что видел и слышал в пути, складывал в строки: так появлялись его стихи и рассказы, и запечатлевал на бумаге: так рождались его графические листы. Карандаш, кисть и тушь у него всегда с собой. Художником долгие годы себя не осознавал, работы называл «пустяками». И уже не счесть, сколько исписанных листков, которыми он заполнял заплечные мешки, безвозвратно пропало, оставшись на случайных стоянках, и сколько зарисованных листов ушло на растопку, если не разгорался костер!..

Ожидание

Его графика — это привольная песнь об Алтае: его охотниках и музыкантах, пастбищах, кострах, стоянках, шаманах, озерах и ручьях. Рядом со всем этим у художника возникает другой мир, для него столь же неоспоримо реальный: заселенный духами гор и рек и героями алтайских легенд. Все это он увязывает причудливыми графическими линиями в единую картину. Где гора предстает в виде ждущей беременной женщины, которую снизу охраняют каменные воины кезеры, а сверху — снежный барс, загадочная кошка, символизирующая мудрость мироздания. А непознанная тайна женской сути вдруг предстает в образе женщины-оборотня Амыски: кисть одной руки у нее нежна и изящна, а из другой вырастают смертоносные когти…

— Происходит перевоплощение: зло перетекает в добро, и наоборот. Чрево женщины дарит миру день и ночь, свет и тьму. Грань добра и зла тонка и неуловима, — расшифровывает сокрытые смыслы работ, требующие некоторых знаний алтайской мифологии, Татьяна Веревкина.

Кайчи

Эти рисунки можно читать, как рассказы или новеллы. Их интересно и расшифровывать, задаваясь вечной загадкой Алтая. Иногда автор как бы сам дает нам подсказку, в «подстрочниках» к своим графическим сочинениям: «Тихая ночь — томная женщина. Длинные волосы — облака. Муж с женой чай пьют. Разговор идет. Рядом ребенок. Идиллия. Все хорошо» («Тихая ночь»). Или под другой его работой «Ожидание« читаем:

— Для нас, алтайцев, горы живые. Одна гора — женщина, чем-то беременна. Рядом утес прислушивается к биению ее сердца и защищает то, что должно родиться. А вокруг человеческая жизнь идет. Мы не обращаем внимания на то, что сокровенно, что скрыто от нас, чего мы не видим. У нас что-то свое, свои проблемы».

В работе «Летящий» Чепоков изобразил себя парящим над землей:

— Это мои грезы, фантазии. Сказки, заблуждения подняли меня, и я парю над миром. Лечу над Алтаем. Внизу — горы, жизнь, своя реальность. Алтай в виде союза женщины и мужчины. Видны Телецкое озеро, Горно-Алтайск, стоянка, деревня. Облако с дождиком. Райские птички — мои глупости…

Корова-кормилица

Своим учителем Чепоков считает известного алтайского художника Сергея Дыкова. Дыков вел изостудию в школе-интернате, где учился Чепоков. Там же прошла его первая ученическая выставка. Именно Дыков позднее рекомендовал работы Чепокова на персональную выставку в Москву в 2000 году. Потом были другие: зональная в Иркутске, выставка мини-графики, первая персональная в галерее «Модерн» в Новосибирске, выставки в Швейцарии и Австрии…

Свои работы художник подписывает: «Таракай«. Это имя персонажа алтайского эпоса «Маадай-Кара» — вечного путника, который не знает, куда и откуда он идет, и при этом знает что-то такое, чего нам никогда не узнать.

У Чепокова нет телефона, ему нельзя позвонить; его нельзя застать дома, потому что дома у него тоже нет. Известно только, что в селе Турачак у него сын. И этим летом они путешествуют вместе… Странник Вселенной в своем бесконечном пути.

***

В новой книге представлено порядка полусотни графических листов художника. По словам директора галереи, альбомом Чепокова «Сибирский особняк» предполагается открыть серию альбомов о художниках Горного Алтая.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: