«Однажды весной к дверям дома малютки была подброшена плетеная корзинка, в которой лежали спеленатый младенец и записка: «Чепоков Николай Анатольевич, кумандинец, родился 30 января 1961 года. Такое трагисказочное начало биографии совершенно органично
Тень посоха |
Мечта «отправиться бродить по свету» сопровождала Чепокова еще с детских лет. Трудно сказать, было ли это продиктовано постоянными интернатскими запретами, что само по себе делало понятие свободы неизбывной мечтой, или было предопределено свыше, но, отучившись в ПТУ на плотника и отработав по распределению на стройке, он бросил все и отправился в Путь по алтайской земле. За годы странствий чем только ни занимался весной собирал
Все, что видел и слышал в пути, складывал в строки: так появлялись его стихи и рассказы, и запечатлевал на бумаге: так рождались его графические листы. Карандаш, кисть и тушь у него всегда с собой. Художником долгие годы себя не осознавал, работы называл «пустяками». И уже не счесть, сколько исписанных листков, которыми он заполнял заплечные мешки, безвозвратно пропало, оставшись на случайных стоянках, и сколько зарисованных листов ушло на растопку, если не разгорался костер!..
Его графика это привольная песнь об Алтае: его охотниках и музыкантах, пастбищах, кострах, стоянках, шаманах, озерах и ручьях. Рядом со всем этим у художника возникает другой мир, для него столь же неоспоримо реальный: заселенный духами гор и рек и героями алтайских легенд. Все это он увязывает причудливыми графическими линиями в единую картину. Где гора предстает в виде ждущей беременной женщины, которую снизу охраняют каменные воины кезеры, а сверху снежный барс, загадочная кошка, символизирующая мудрость мироздания. А непознанная тайна женской сути вдруг предстает в образе
Происходит перевоплощение: зло перетекает в добро, и наоборот. Чрево женщины дарит миру день и ночь, свет и тьму. Грань добра и зла тонка и неуловима, расшифровывает сокрытые смыслы работ, требующие некоторых знаний алтайской мифологии, Татьяна Веревкина.
Эти рисунки можно читать, как рассказы или новеллы. Их интересно и расшифровывать, задаваясь вечной загадкой Алтая. Иногда автор как бы сам дает нам подсказку, в «подстрочниках» к своим графическим сочинениям: «Тихая ночь томная женщина. Длинные волосы облака. Муж с женой чай пьют. Разговор идет. Рядом ребенок. Идиллия. Все хорошо» («Тихая ночь»). Или под другой его работой «Ожидание« читаем:
Для нас, алтайцев, горы живые. Одна гора женщина,
В работе «Летящий» Чепоков изобразил себя парящим над землей:
Это мои грезы, фантазии. Сказки, заблуждения подняли меня, и я парю над миром. Лечу над Алтаем. Внизу горы, жизнь, своя реальность. Алтай в виде союза женщины и мужчины. Видны Телецкое озеро,
|
Своим учителем Чепоков считает известного алтайского художника Сергея Дыкова. Дыков вел изостудию
Свои работы художник подписывает: «Таракай«. Это имя персонажа алтайского эпоса
У Чепокова нет телефона, ему нельзя позвонить; его нельзя застать дома, потому что дома у него тоже нет. Известно только, что в селе Турачак у него сын. И этим летом они путешествуют вместе Странник Вселенной в своем бесконечном пути.
***
В новой книге представлено порядка полусотни графических листов художника. По словам директора галереи, альбомом Чепокова «Сибирский особняк» предполагается открыть серию альбомов о художниках Горного Алтая.