Новосибирск -2.1 °C

Сквозь степные бури и городские «пробки»

21.06.2006 00:00:00

Семейная пара Валентины и Игоря Куликовых из Новосибирска признана лучшим экипажем завершившейся внедорожной экспедиции «Шинтоп Трофи-2006» («Планета Монголия»).

На четырех колесах своего джипа супруги Куликовы изрядно потряслись по монгольским дорогам. Фото Владимира ПОЛЯКОВА

Наши земляки совместно с десятью экипажами из Владивостока, Хабаровска, Якутска, Омска, Красноярска, Иркутска и Находки преодолели более десяти тысяч километров монгольского бездорожья.

Приз лучшему экипажу присуждался по итогам голосования самих участников за честность прохождения пути, за помощь соперникам и за умение работать в паре.

Своими впечатлениями о соревнованиях супруги Куликовы поделились с корреспондентом «ВН».

Граница подорожала

— Нам предложили принять участие в экспедиции через Интернет, — рассказали джиперы. — Нет смысла объяснять, что клубы любителей путешествий и экстремальных дорог находятся в постоянной переписке и приглашают друг друга на все подобные мероприятия. Мы изначально не воспринимали экспедицию как соревнования: можно сказать, что поехали для того, чтобы протестировать резину и поближе познакомиться с восточной страной.

Участники «Шинтоп Трофи» собирались в Улан-Баторе. Путь из Новосибирска для семьи Куликовых обошелся без приключений. Единственное, что их удивило — визовые цены.

— Пять тысяч рублей за две визы слишком дорого для Монголии, — считает Игорь. — В прошлом году за две визы с женой мы заплатили всего 20 долларов. Неизвестно, почему монгольская граница так подорожала. Видимо, пользуется спросом у россиян.

А зачем нам амортизатор на таких дорогах?

Фото Владимира ПОЛЯКОВА

По словам новосибирцев, представление о том, что Монголия — это сплошная пустыня и степи, не соответствует действительности. Песчаная пустыня занимает всего около пяти процентов территории страны, а остальная территория — это небольшие города, поселения и национальные парки.

Зато монгольские дороги — это настоящая проверка для автомобилей. Игорь и Валентина признались, что найти асфальтированную дорогу в Монголии — большая удача: асфальт лежит преимущественно лишь на центральных улицах больших городов. «Трассы» из города в город — это каменистые дороги, поэтому поездка даже на внедорожнике может запросто заменить целый курс вибромассажа.

— Нашей экспедиции повезло: за все время серьезных поломок не было, да и за нами постоянно следовала «техничка» — небольшой грузовичок со всевозможными запасными частями, продуктами и инструментами, — вспоминает Валентина. — Хотя без мелких неприятностей все же не обошлось. У нас, к примеру дважды отрывался амортизатор. Нам так надоело его прикручивать на место, что после второго раза мы его вообще сняли. Трясло, конечно, прилично, зато эта тряска хорошо разминала затекшие мышцы, да и уснуть за рулем на таких дорогах просто немыслимо. Бодрит постоянно. От этого средняя скорость нашего передвижения составляла 60 километров в час, а на сложных участках и вовсе километров в сорок. Называть это гонками просто нелепо.

Самое интересное, что за проезд по каменистым тропам Монголии участники экспедиции еще и платили. У монголов это называется «платные направления дорог». Выглядит это совсем не так, как в Америке: вместо бетонных автомобильных турникетов стоят потрепанные временем деревянные шлагбаумы. За переезд из города в город доблестные монгольские гаишники на этих «КПП» собирают по 500 тугриков с машины.

Почему победили якуты

Валентина и Игорь Куликовы: «Куда бы отправиться в следующий раз?»

Гонка проходила почти месяц. Главное условие — доехать раньше других до всех условных точек, ориентируясь только по карте. Это удалось экипажу из Якутии, а остальные участники не очень-то этому препятствовали.

— Якутам очень нужна была эта победа, — рассказывает Игорь. — Их клуб появился совсем недавно, и еще только вливается в наше сообщество. Для них было принципиальным доказать, что они молодцы, а нам было приятно доставить им такое удовольствие.

Туман из песка и равнодушный волк

Один из обязательных пунктов, на котором участники должны были отметиться, — старый монгольский монастырь. Точнее, его развалины. Тем не менее на этих развалинах до сих пор ведутся службы, и называется он по-прежнему монастырем.

Здесь и застала семейную пару песчаная буря. Легли спать, а наутро не смогли выйти из палатки: видимость — метра три, а дальше — стена из песка и пыли. Пока один из супругов готовил завтрак из субпродуктов, второй постоянно находился в палатке, иначе бы ее просто унесло вместе с песком. Песок норовил прорваться под одежду, проникнуть вместе с пищей в рот. Благо участники знали, куда едут, и взяли с собой специальные спортивные очки, чтобы хоть глаза не пострадали.

— А вообще природа в Монголии потрясающая, — сказала Валентина. — Барханы, огромные красивые валуны и камни золотистого цвета и абсолютно безобидная фауна. Во время одной из ночевок несколько наших машин встали в степи и включили фары на случай «непрошеных гостей» из темноты. И тут в свете фар мы увидели настоящего волка. Конечно, поднялся шум, мужчины приготовились к атаке… а волк спокойно посмотрел на нас и равнодушно пошел своей дорогой, даже не пытаясь бежать. Удивительно, но звери в Монголии совсем не боятся людей: утки и лебеди, когда к ним подходишь, не улетают в панике,  — как у нас, а спокойно отплывают немного в сторону.

Не хватило верблюдов

Помимо основной гонки, экипажи принимали участие в различных конкурсах: соревновались в триале, ловили рыбу, гоняли по прямой на скорость…

Самым необычным конкурсом были гонки на верблюдах. Местные жители любезно выделили экспедиции четырех «горбунов», и те решили себя попробовать в экзотическом виде спорта. Развлечение закончилось через несколько минут после своего начала. Первая четверка храбрецов начала понукать верблюдов, как лошадей. Верблюдам такое обхождение не понравилось: они пошли не по указанному направлению, а кто куда, попутно скидывая своих наездников. Никто, к счастью, не пострадал, а новосибирской паре так и не удалось покататься на «кораблях пустыни»: владельцы животных сказали, что верблюды рассержены и продолжать гонки опасно для жизни.

Дешевая еда и добродушные, но хитрые монголы

«Техничка» должна была кормить участников завтраком и обедом, но на практике она просто не поспевала за джиперами, и кормиться тем приходилось в кафе монгольских населенных пунктов.

— Нас удивило, что даже в самых захолустных поселках ресторанов, банков, магазинов и гостиниц больше, чем жилых домов, — рассказал Игорь. — Однако местные повара всегда оказываются не готовыми к наплыву иностранцев. Мы заходили в кафе ордой в сорок человек и видели растерянность персонала. Еда в таких заведениях стоит копейки, но ждали мы своих обедов часа по два.

Монголы, особенно дети, смотрели на джипы российских путешественников как на восьмое чудо света. До сих пор многие местные жители называют свою страну «побратимом« Советского Союза или «16-й республикой СССР». Русский может запросто переночевать в любом монгольском доме, где его еще и накормят, причем совершенно бесплатно.

— Другое дело — банки и цены, — говорит Валентина. — Я зашла в магазин купить, извините, клизму, чтобы обдувать видеокамеру. Мне назвали цену, которая в переводе на рубли составляет около сотни. «Почему так дорого?» — возмутилась я. «Хорошо, можно поторговаться», — был ответ. В итоге клизма была куплена за 10 рублей. Обманули меня и в банке: я меняла для всех участников доллары на тугрики. Кстати, рубли в Монголии не меняют вообще, а если меняют, то по очень невыгодному курсу. Так вот, мне должны были выдать миллион тугриков. Я набила сумку пачками банкнот, а когда стали проверять, выяснилось, что несколько пачек мне просто недодали. Но обижаться на этот добродушный спокойный народ мы просто не могли. Даже когда побывали в их «супергостиницах».

«Супергостиницы» в монгольских городках представляют собой обычные двухэтажные здания. Участники останавливались в них только для того, чтобы принять душ. Видимо, в Монголии проблемы с горячей водой, поскольку, как рассказывают супруги Куликовы, горячая вода была далеко не кипятком и текла тонкой ниточкой.

— Монголы абсолютно спокойные люди, они никогда никуда не торопятся, — добавил Игорь. — Когда мы возвращались домой, завернули за сувенирами в Улан-Батор и попали в пробку. Выглядело это примерно так: сломался светофор, вместо него на перекрестке стоит гаишник и не переставая свистит. Такое ощущение, что его задача — хорошо отсвистеть свою смену в восемь часов. При этом местные водители не обращают на него никакого внимания и едут так, как им хочется. Никто не матерится, когда его подрезают, никто не возмущается, и даже гаишнику все равно. Такому железному спокойствию можно только позавидовать.

Семья Куликовых планирует еще ряд экспедиций по Азии, но с маршрутами супруги пока еще не определились.

«Путешествовал» с Игорем и Валентиной по Монголии Александр МОГИЛИН

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: