Если не всем, то большинству горожан известно, что с 1 января 2007 года содержанием и ремонтом каждого многоквартирного дома будет заниматься либо Товарищество собственников жилья (ТСЖ), либо управляющая компания (УК). При первом варианте все проблемы, связанные c обслуживанием
О том, как идет процесс создания УК и ТСЖ, какие трудности встречаются на этом пути, с корреспондентом «ВН« поделился заместитель директора департамента ЖКХ и энергетики Николай Малай.
Николай Иванович, ни для кого не секрет, что реформа ЖКХ была затеяна в том числе и для того, чтобы свалить на регионы копившиеся годами огромные долги. В частности, по капитальному ремонту. Например, по мнению депутата облсовета Сергея Ковалева,
Начнем с того, что управляющие компании уже стали реальностью. Сейчас мы работаем с теми из них, которые от слов перешли к делу и вышли на рыночное поле. Иные пока только продекларировали свое желание передать им в управление жилой фонд. И с ними мы также завязываем контакты и ведем консультации. На сегодня твердо заявили о том, что будут заниматься обслуживанием и содержанием многоквартирных домов, такие компании, как
И, видимо, эти вопросы связаны с дефицитом информации, практического опыта, отсутствием подзаконных актов и положений?
Конечно, это так. Но я бы не стал сегодня драматизировать ситуацию, так как процесс создания УК идет, хотя и очень медленно, в рамках уже существующих правовых документов. Проблема в другом. Она связана с тем, что к 1 января 2007 года мы, возможно, придем к ситуации, когда в городе окажется большое количество домов, жители которых и ТСЖ не создадут, и управляющую компанию не выберут. Более того, на некоторые дома по причине их ветхости и запущенности вообще не найдется хозяина конкурс ими будет проигнорирован.
Как же быть в таком случае? Наверное, необходим некий переходный период, когда содержанием домов будут заниматься все те же дирекции заказчика и ЖЭУ?
Исполнять закон мы обязаны. Поэтому мы вынуждены придумывать промежуточные схемы. В принципе, существующие дирекции заказчика (ДЗ) могут продолжать заниматься обслуживанием «невыгодных» или «неопределившихся» жилых домов. Но только до тех пор, пока
Но, как вы говорите, в «переходный период» дирекции заказчика могут выполнять функции уполномоченных организаций по управлению домами в части доли муниципального жилья (в том числе в ТСЖ). Причем они могут заниматься и предпринимательской деятельностью, но только в той части, которую определит собственник, то есть муниципалитет. В этом случае в ДЗ должен быть налажен двойной учет: от коммерции она будет получать доход и поэтому обязана иметь внебюджетный счет, как муниципальное учреждение счет бюджетный.
Другая проблема ДЗ в том, что принятая система нормирования и оплаты труда остается патриархальной и, к сожалению, в ней отсутствует элемент заинтересованности. Той самой материальной заинтересованности,
Даже несмотря на то, что во многих из них отсутствует пакет социальных гарантий и защищенности, есть проблемы с отчислениями в Пенсионный фонд
Вот именно. Действующий Трудовой кодекс не ограничивает размер оплаты труда. Любой гражданин имеет право зарабатывать столько, сколько он может и сколько позволяет ему работодатель. Но при сложившемся менталитете директор
И, наконец, есть чисто организационные проблемы. По моему мнению, вместо того, чтобы проанализировать и систематизировать все уже имеющиеся постановления и распоряжения губернатора, мэра Новосибирска и депутатского корпуса, приступить к работе по созданию управляющих компаний, у нас идет подготовка глобальной программы по реформированию ЖКХ на период до 2010 года. Ее цель создание некоего концерна или холдинга, в который будут входить все УК. Никто не говорит, что такая стратегическая программа не должна быть в наличии и действовать. Но ее подготовка притормаживает практическую работу, а промедление смерти подобно. Потому что социальные процессы имеют определенную инерцию, и чтобы их направить в русло, необходимо время.
Не случайно ведь реализацию нового Жилищного кодекса в части управления жилыми домами передвинули с 1 марта
Совершенно верно. Ни люди еще не были готовы к новшествам, ни законодательство. Но, к сожалению, инерционные процессы продолжаются. Администрации районов, которые уполномочены содействовать созданию ТСЖ и управляющих компаний,
Потенциальные управляющие компании, в свою очередь, тоже ждут, когда появятся прозрачные и понятные правила игры. Заметим, однако, что в соответствии с законом органы местного самоуправления обязаны будут провести с января до июля 2007 года серию конкурсов по выбору УК. Причем на все жилые дома, включая и те, где граждане не выбрали форму управления, либо выбранная форма не реализована.
Вы знакомились с опытом создания УК и ТСЖ в соседних регионах? Мы лишь знаем о плодотворной поездке мэра в город Ангарск в прошлом году.
Я не знаю, как идет работа в соседних областях. Но мне очень понравился опыт Белгородской области, о котором услышал на семинаре в Москве. Белгородский губернатор, предугадывая требования времени и понимая, что за этой формой будущее, сказал у нас будут только ТСЖ, и никаких управляющих компаний. Сказано сделано. Было подписано соответствующее постановление. И начали действовать. А как? Просто. Ты директор УЖХ, а по месту жительства будешь председателем ТСЖ. Нет ТСЖ? Организуешь. Такой разговор состоялся, видимо, со многими чиновниками. В результате за полтора года власти провели «ТСЖацию» всей области, и теперь у них не болит голова по поводу создания компаний и взаимоотношений с ними. Жильем управляют сами люди через избранные ими органы. И делают это замечательно. Кстати, они не знают что такое ТОС, потому что для них орган самоуправления в чистом виде это ТСЖ. Их дом общая собственность, не отчуждаемая, не отделяемая, не продаваемая. В рамках ТСЖ решаются лишь вопросы взаимоотношений между собственниками. Все остальное за восемь лет в Белгороде уже отработано.
Почему бы в нашей области не поступить аналогично?
Несоизмеримы размеры и несопоставим круг проблем. Давайте вспомним, что у нас в городе собственников жилья около 60 процентов. Остальные 40 процентов граждан живут в неприватизированных квартирах, и их собственником является муниципалитет. По закону он защищает интересы свои и нанимателей в ТСЖ, принимая участие в собраниях товарищества. Муниципалитет либо присылает своего представителя из числа чиновников, либо выдает
То есть в идеале собственники каждого многоквартирного дома должны объединиться в ТСЖ или, в крайнем случае, выбрать управляющую компанию?
Совершенно верно. Но, повторяю, для того, чтобы этот процесс пошел более активно, необходимо решить большой комплекс задач.