Новосибирск 6.8 °C

Как стать хозяином своему дому? от 16.12.2005

16.12.2005 00:00:00

Теперь люди должны заботиться о своей собственности сами — с 1 марта управлять (а значит, содержать и ремонтировать) жилыми домами будет не муниципалитет, а те, кто в них живет.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ст. 161) собственники помещений в многоквартирном доме (на общем собрании собственников или голосуя заочно) обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Других вариантов нет.

Определиться нужно до марта, но не многие горожане могут похвастаться тем, что в их доме общее собрание состоялось. Сразу напомню, волновать это должно только собственников жилья. За тех, кто проживает в многоквартирном доме на условиях социального найма, решение вопроса берет на себя муниципалитет. Если более пятидесяти процентов жилых квадратных метров в доме не приватизировано, способ управления очевиден: управляющая организация. Для таких объектов городская власть уже находит компании, специализирующиеся в оказании жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), а кто именно будет заниматься тем или иным домом, определяет открытый конкурс. Один из них прошел в ноябре.

До сих пор частных ЖЭУ в Новосибирске было немного, но с весны 2006 года комитет жилищно-коммунального хозяйства мэрии через районные дирекции заказчика не будет централизованно и безальтернативно заниматься обслуживанием всего муниципального жилищного фонда. Это означает, что в ближайшие месяцы рынок ЖКУ должен сформироваться. К нам приходят управляющие организации из других регионов (например, РСП ОАО «Дост» из Ангарска Иркутской области) и даже государств (дочернее предприятие немецкого концерна «Dussman» — ООО «Петер Дуссман — Восток», которое и выиграло первый конкурс на право оказания услуг по текущему ремонту и содержанию жилищного фонда).

На территории микрорайона Фрунзенский

Но утверждать, что местные коммунальщики не способны и не готовы побороться за потребителя, очень преждевременно. Под девизом «Жилье без проблем» МУ «Дирекция заказчика по ЖКХ Дзержинского района» начало рекламную кампанию еще в середине осени. Заявив: «Мы способны обеспечить вам достойное проживание», в своем буклете дирекция, в частности, информирует, что «управляющая организация «Дирекция заказчика по ЖКХ Дзержинского района« — это: более 30 лет профессиональной деятельности; пообъектное управление многоквартирными домами (с полной прозрачностью и подотчетностью); обеспечение экономии средств на поставках тепла, воды и выполнении работ по содержанию и ремонту; получение дополнительных доходов от использования общего имущества собственников и привлечение этих средств на нужды дома».

О серьезности намерений и настрое на победу жилищников Дзержинки говорит и тот факт, что для того, чтобы быстро и грамотно перейти на нормальный режим работы в новых условиях, дирекция пригласила профессионального консультанта, который занимается становлением частного бизнеса в сфере ЖКХ уже не первый год. Владислав Голиков знает не понаслышке о деятельности управляющих организаций в других регионах России, и не только.

— Я не штатный работник дирекции заказчика, а консультант, — говорит Владислав Николаевич. — Раньше я работал в Казахстане. Это государство в вопросах ЖКХ, на мой взгляд, ушло далеко вперед по сравнению с Россией. А вот реформа в Казахстане внедрялась нами на базе российских разработок. И только сейчас мы сами начинаем использовать наш интеллектуальный капитал.

Расчетов и разъяснительных материалов у консультанта — не одна папка. Но умение общаться и многократно отвечать на сотни сложных вопросов, по мнению Владислава Николаевича, важней. Конечно, листовки и газетные публикации имеют большое значение, но «надо дойти до каждой квартиры и поговорить».

На территории, обслуживаемой подведомственным дирекции ЖЭУ-31, расположен дом N 20 по ул. Кошурникова. Именно на нем было решено поставить эксперимент, «обкатать» схему и заинтересовать людей, во-первых, собственно дирекцией (как управляющей организацией) и, во-вторых (но хронологически это была задача номер один), данным способом управления многоквартирным домом.

Итак, вооружившись буклетами и бюллетенями заочного голосования, — Владислав Николаевич человек опытный, понимает, что большинству проще поставить галочку, чем ходить на собрание жильцов, а без кворума здесь никак нельзя — консультант дирекции обошел все приватизированные квартиры многоподъездной девятиэтажки. Забегая вперед, сообщу: дом N 20 по ул. Кошурникова еще в ноябре выбрал способ управления, теперь жильцам нужно будет только определиться, кому именно они доверят свой дом.

— Я хотел, — рассказывает Владислав Голиков, — чтобы люди поняли: Жилищный кодекс ломает всю существовавшую систему. Если раньше собственником, а также заказчиком и исполнителем всех работ было государство, муниципалитет или ведомство, то теперь каждый дом управляется отдельно — его жильцами. Новая управляющая организация может спросить каждого: а что ты хочешь? И сделать именно то, что требуется. И отчитаться за эти деньги перед каждым. Нужен минимум услуг за минимальные деньги? Так и будет. Нужны цветы в подъездах и консьержка? Пожалуйста… А на общем собрании я разъясняю людям: муниципалитет, по сути, такой же собственник, как и вы. Теперь, по новому Жилищному кодексу, у него никаких привилегий нет, так же голосует своими квадратами. И если эти квадратные метры в меньшинстве, то только вы, собственники приватизированных квартир, определяете, как управлять вашим домом.

Большую помощь в разъяснительной работе консультанту дирекции оказали местные активисты территориального общественного самоуправления. Рассказывает председатель совета микрорайона Фрунзенский Дзержинского района Галина Алексеевна Ткаченко:

— Больше всего наших жителей интересует вопрос: сколько будем платить? Качество тоже волнует. Поэтому выбирать конкретную управляющую организацию мы (я сама живу в этом доме) будем тщательно, а со способом управления люди определились довольно быстро — благодаря четким и подробным ответам специалиста.

На нашем доме уже делали эксперименты. Был период, с марта прошлого года нас обслуживал частник. Начинающий: ни базы, ни опыта… Это был «караул». Он не знал, в каком подъезде отопление запускать. Или, например, спрашиваю, почему асфальт только метете, а не поливаете? Он в ответ: мол, а мне ЖЭУ не дало шланг. Не понимает, что он — частник, ему никто не обязан выдавать хозинвентарь. Теперь жильцы боятся частников — физических лиц.

Мы доверяем организации, а вот какая именно будет… Может быть, дирекция заказчика — там же много специалистов и хорошая материально-техническая база. Сами будут нанимать конкретных работников — электриков, сантехников, уборщиц, контролировать их и отвечать перед жильцами за все, что те сделают. А может быть, нам дирекция в качестве управляющей организации не понравится, и мы через год себе частника наймем. Хоть того же самого! Он уже и поопытней станет к тому времени. Или перейдем к частному ЖЭУ (в Октябрьском районе, говорят, они работают хорошо).

Нас в реформе привлекает то, что будет отдельный счет прямо на наш дом. Все, что жильцы заплатят за квартиру, не будет уходить на нужды других зданий.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: