Сетовать на то, что «жизнь нынче не та, что раньше», было делом привычным во все времена. Старики ворчат на молодежь, болельщики на футбольную сборную, депутаты на правительство, все вместе на цены и погоду. Жизнь наша стремительно меняется, но мы, как нам кажется, контролируем этот сложный процесс. Сегодня все перемены измерены и оцифрованы, спрогнозирован не только уровень инфляции и деловой активности, но даже уровень разрушения озонового слоя. Однако
Как оценить смену образа мышления, трансформацию языка, логический излом смысла и значения? Согласитесь, что сегодня, общаясь на том же языке, что и несколько лет назад, мы говорим зачастую уже о другом и нередко ловим себя на мысли, что вот это сочетание слов теперь трактуется иначе. Вспоминаю, как в далеком детстве, посмотрев впервые фильм «ЧП», узнал не только как расшифровывается эта зловещая аббревиатура, но и какой смысл она несет. Вспоминаю с легким разочарованием оттого, что этот, модный в свое время, политический триллер ныне напрочь забыт, и оттого, что «чрезвычайных происшествий» в нашей жизни стало столько, что степень их чрезвычайности (почти вне зависимости от последствий) можно оспорить. Телевидение, как мультивизор всего чрезвычайного, а зачастую и его невольный пропагандист, едва ли не главная тому причина. Поэтому и разговор о том, как упаковывают все «чрезвычайное» на ТВ, как делают этот жанр, ведем вприглядку, с примерами из программы передач 10-го канала.
В этой программе есть даже передача с названием «Чрезвычайное происшествие» (понедельник пятница, воскресенье, 10-й канал). Конечно, ежедневный формат и неоднократный эфир (в течение одних суток) ставит авторов этой передачи зачастую в нелегкое положение. Но они, как мне видится, знают ответы на многие вопросы жанра и отдают себе отчет в том, что выбранные форма и содержание не дань моде нового века, а отзыв на его реалии. Программа, скомпонованная как новостной блок криминальной тематики, неизменно встает перед вопросом: «Как не стать тривиальной чернухой или безжалостной сводкой с места военных действий?» Надо отдать должное создателям телевизионного «ЧП» им это удается. Но как достигается цель, которую на ТВ не многие даже ставят перед собой? Как в длинном перечне аварий, грабежей, нападений и прочих бедствий почти каждый раз получается донести не обыденность, а трагизм и чрезвычайность? Вот тут и идут в ход всевозможные приемы, приемы скорее из области формы, ведь изменять содержание в информационном жанре значит изменять истине. Выберите время и посмотрите внимательно «Чрезвычайное происшествие» весь телевизионный антураж, в котором оно исполнено, все эти, выражаясь языком самих телевизионщиков, «шапки, заставки, студии», все направлено на то, чтобы дать нам с вами понять: «речь здесь идет о вещах более чем серьезных». Отсюда и тревожная музыка в оформлении, и соответствующая цветовая гамма, и такой редкий для ТВ, почти траурный полумрак в студии, ну и, напоследок, подбор ведущих строгих, подтянутых и в меру официальных.
Есть в программе передач 10-го канала еще одно телевизионное «ЧП», и, несмотря на то, что в данном случае расшифровывается название иначе, возделывают его авторы ту же телевизионную ниву криминал. Речь о «Чистосердечном признании» (воскресенье, 19.55, 10-й канал), еженедельном документальном детективе. В данном жанре шире набор инструментов, но и более зрелищный контекст, ведь там, где есть детектив, есть интрига и право на применение художественных приемов. И когда за кадром звучит суровый и беспристрастный голос диктора, когда авторы на ваших глазах вынимают из криминальных анналов доказательства и улики, когда сухие биографии превращаются в реальные судьбы, «преступление и наказание» из общественного статуса в который раз переходит в статус культурный. И вот это превращение порой является главным достижением жанра телепередача криминального толка перестает быть очередной «пугалкой», а становится инструментом оповещения, развлечения и
воспитания, если хотите. Короче, все почти так же, как с тем фильмом из далекого детства.