Облсовет — как Дума? Или наоборот…

Споры о том, каким быть новому Совету, как были, так и остались. Будет ли похож Новосибирский облсовет-2005 на Госдумунынешнего созыва? Высказаться на тему, интересующую сегодня если не всех, то многих, «ВН» попросил депутата Государственной думы Анатолия Локтя (КПРФ), руководителя новосибирской организации СДПР Ольгу Лесневскую и члена Союза журналистов России, экс-депутатаНовосибирского горсовета Владимира Мишина.

Кампания по выборам депутатов Новосибирского областного Совета набирает обороты. Партии одна за другой проводят конференции, на которых «оглашают весь список», в одномандатных округах тоже начинают заявлять о себе те, кому нужен депутатский мандат, появились первые выборные газеты…

А споры о том, каким быть новому Совету, как были, так и остались. И, надо полагать, будут продолжаться до самого декабря. Это и понятно: ведь теперь мы будем выбирать депутатов своего маленького парламента раз в пять лет. Опять же прав у наших депутатов стало гораздо больше — теперь они имеют право одобрить или не одобрить кандидатуру губернатора, которую будет в будущем предлагать им президент России. А еще очень заинтересованы в нынешних выборах политические партии. Ведь впервые у нас в области выборы пройдут по думскому сценарию — люди будут голосовать не только по привычке за конкретных кандидатов, но и за партии, которые проведут в депутаты того, кого считают нужным.

Есть еще одно обстоятельство, которое побуждает поразмышлять на тему: будет ли похож Новосибирский облсовет-2005 на Госдуму нынешнего созыва? Дело в том, что многие политологи и эксперты полагают, что возможен и такой вариант: «Единая Россия» получает явное большинство голосов и фактически определяет погоду в облсовете. Как работает Госдума, в которой «Единая Россия» имеет возможность проводить любые решения, мы видим, но оценки существуют полярные. Тут, как говорится, кому что нравится.

Высказаться на тему, интересующую сегодня если не всех, то многих, «Вечерний Новосибирск» попросил депутата Государственной думы Анатолия Локтя (КПРФ), руководителя новосибирской организации СДПР Ольгу Лесневскую и члена Союза журналистов России, экс-депутата Новосибирского горсовета Владимира Мишина.

Анатолий Локоть: Монополизацию власти допустить нельзя!

— Я думаю, что опыт Государственной думы очевиден: монополия и отсутствие слышимой оппозиции существенно сказываются на результатах работы парламента. Законодательного брака в Думе наделали очень много. И примеров тому немало — жилищное законодательство, 122-й закон, все эти выкрутасы с бюджетным профицитом… Благодаря монополии одной политической силы — партии «Единая Россия» — Государственную думу и окрестили машиной для голосования.

Сегодня у «Единой России» в Думе (с учетом ее союзников) подавляющее большинство. Оппозиция может набрать максимум 110–115 голосов из 450-ти. Такое соотношение сил является результатом соответствующей работы.

Такой опыт пугает, и прежде всего, думаю, сейчас избирателей Новосибирской области и управленческие структуры. Не секрет — и представители «Единой России» уже заявляли об этом в прессе, — что они будут диктовать свои условия распределения мест в системе власти в области, начиная с поста губернатора. Я думаю, что такое стремление к монополизации в конечном счете отразится и на работе муниципалитета.

Такая тенденция, на мой взгляд, не устраивает большинство. Поэтому и губернатор, и многие чиновники высокого ранга, и политики высказывали пожелание, чтобы Совет представлял более широкую палитру политических сил, а точнее, интересы всей Новосибирской области. Я подчеркну — не одной партии, а именно всей области!

Мы уже обожглись на ситуации с городским Советом, когда была предпринята попытка монополизации той же самой политической структуры. В итоге избежать этого удалось, но, на мой взгляд, ценой немалых усилий. Сейчас в горсовете три фракции, и ситуация стабильная. То есть и наш собственный опыт показывает, что в сегодняшних условиях нельзя допустить сосредоточения всех рычагов власти в руках одной политической структуры. В данном случае — «Единой России». Это приведет к неизбежному росту бюрократии — при монополизации власти подобная вещь неизбежна.

Именно поэтому я вижу общий политический интерес в том, чтобы противостоять такому тотальному наступлению «Единой России». И недостаточно деклараций, что мы этого не хотим. Пора уже переходить к реальным шагам: нужно объединить различные политические силы на основе общего интереса — сохранения стабильности и согласия с тем, что Новосибирский областной Совет должен представлять интересы всех слоев населения.

Ольга Лесневская: Крен сейчас опасен

О предстоящих выборах в Новосибирский областной Совет, а точнее — о вероятности будущего его состава по принадлежности к той или иной партии, ходит пока больше слухов и домыслов, чем существует реальный политический прогноз. Все дело в том, что декабрьские выборы — это первый на региональном уровне опыт избрания депутатов по партийным спискам. До сих пор, особенно после принятия Госдумой известного закона «О монетизации льгот», кандидаты предпочитали избираться в округах, не демонстрируя причастность к политическим течениям, и только после избрания некоторые из депутатов примыкали к партийным фракциям. Особенно эта тенденция проявилась на последних выборах в городской Совет, когда правящая партия «Единая Россия» практически не провела кандидатов под флагом партии. Зато ряд депутатов, которые, побоявшись народного гнева, замаскировались под «самовыдвиженцев», после победы быстро слепили крепенькую фракцию «Единая Россия». На нынешних выборах этот номер может пройти только у кандидатов-одномандатников. Партиям же придется отвечать перед избирателями в полной мере: парламентским за свою деятельность в Государственной думе, непарламентские будут доказывать свою авторитетность в Новосибирской области.

Я не решаюсь строить прогнозы на основании так называемых рейтингов, данные о которых широко публикуются и анализируются зачастую ангажированными экспертами. Но даже если принять эти показатели за основу, нетрудно подсчитать, что в сумме они составляют не более 60–70%. А как проголосуют остальные избиратели? Или уже никто в Новосибирске не собирается спорить с кандидатом «против всех»? Ведь это политически очень активная часть населения. Просто люди не видят своей партии, просто они отказываются поддерживать политические силы, фактически никакой силой не являющиеся. Уж сколько созывов в Государственной думе процветает КПРФ — и что: жить стало легче или веселей? Кроме политических шоу типа денонсации Беловежских соглашений или несостоявшегося импичмента президенту Ельцину никто ничего выдающегося из деятельности думских коммунистов и не запомнил. Уже второй подряд созыв заседает «Единая Россия» — в последнем составе эта думская фракция составляет абсолютное большинство. Вот только часть из перечня ее «гуманных» законопроектов: «О монетизации льгот», Жилищный кодекс да смешной закон «О пиве». Бесспорно, что у этих партий еще полно сторонников, но за кого голосовать тем, кто все упорнее ходит на выборы, чтобы поставить галочку в квадратике «против всех»? Нельзя исключать, что в декабре эти избиратели выберут более дееспособную политическую силу. Другое дело, что действующие депутаты из «Единой России» и КПРФ специально объединились, для того чтобы принять такой закон о выборах, благодаря которому прорваться иным партиям очень трудно. Но история учит, что партия-монополист сама себе роет могилу. Не искорени на заре советской власти большевики меньшевиков, не погибла бы, быть может, монолитная монстрообразная КПСС, а развивалась бы нормально в правом и левом направлении. Воистину «сама себя высекла»!

При существующем несовершенстве российской многопартийности крен в сторону однопартийного представительства в областном законодательном органе власти, который предсказывают в связи с победным маршем партии власти, опасен еще вот почему. Вследствие политических новаций, связанных с отменой прямых выборов губернатора, областной депутатский корпус наделяется новыми полномочиями: депутаты будут утверждать кандидатуру на должность новосибирского губернатора — точнее, главы администрации Новосибирской области. И что же получается? А получается то, что те, кто не нашли своей партии в избирательном бюллетене или проголосовали за ту партию, которая не прошла 7% барьер, фактически не имеют возможности повлиять на насущно важное для всех жителей решение — на назначение главы исполнительной власти. А это уже не разговоры говорить — это областью управлять. Таким образом, народ перестает быть источником власти, как того требует Конституция РФ, то есть происходит размывание конституционных основ. Ведь не зря во многих европейских парламентах, где представлены даже маловлиятельные партии, существуют коалиционные соглашения, которые учитывают мнения даже небольших депутатских групп. А у нас в Думе можно и на заседания не ходить — все решает Совет Думы, который, как известно, почти однопартиен.

Это лишь соображения по поводу, на самом же деле — избиратели проголосуют, а подсчет голосов покажет, каков будет состав Новосибирского областного Совета депутатов. Хотелось бы только, чтобы избиратели помнили об ответственности своего похода к избирательным урнам.

Владимир Мишин: За однопартийный облсовет!

Для начала два определения: «… единственным источником власти в Российской Федерации является ее народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти…» (ст. 3 Конституции). Новосибирский областной Совет депутатов — представительный орган государственной власти на территории Новосибирской области. Другими словами, из этих определений ясно, что наш облсовет всегда будет однопартийным. Партия при этом должна называться «Жители Новосибирской области».

Раньше, при КПСС, все в выборах было хоть и нечестно, но соблюдалось то, чтобы каждый житель, каждая территория избирали своего депутата для решения общих проблем. В наше время такие депутаты оказываются неудобны, плохо управляемы, да еще могут какой-нибудь импичмент влепить! Вот и возникла идея скопировать у Запада то, что быстро делается и легко манипулируется, — партии. Основу же демократического устройства — гражданское общество, независимость судебной системы и т. п. — «скромно» оставили на потом и забыли. Поэтому возникли политические партии, блоки, объединения, фонды как придумки бюрократии для реализации лозунга «разделяй и властвуй». И делят уже не жителей области, а электорат на сторонников коммунистов, демократов, единороссов, жириновцев с одной целью — взять в Совете контрольное большинство депутатов и уже от имени одной (двух) псевдопартий творить власть как бы от всех жителей области.

Каждому эксперименту на людях с 1985 года придумывается какое-то звучное название: «перестройка», «либерализация», «укрепление вертикали власти», «монетизация» и т. п. Теперь придумали выборы в облсовет через партии, которых на сегодня практически нет. Есть лишь достаточно замкнутые клановые сообщества из руководящих органов «партий», в которые входят по 20–40 человек и которые в конечном счете объединены какими-то экономическими целями. Наивно думать, что эти политтусовки живут где-то в другом мире и что каждого из нас это не касается. Еще как касается! Ведь уже сейчас идеалы 1991 года «надежды», «свободы» и «веры» вспоминают лишь романтики… Все это выхолощено околокремлевской бюрократией и в лучшем случае обсуждается на кухнях.

При таких темпах «политреформ» года через два общество (к величайшему сожалению!) может начать жить по римскому принципу «Хлеба и зрелищ!». Даже то, что раньше называлось совестью нации — интеллигенцию, точно так же, как и всех, поделили и поставили в обслуживающий персонал.

Как в целом по стране, так и в Новосибирской области реальных партий сегодня две: «партия власти» (как бы она для тактики ни делилась на «Единую Россию», ЛДПР, «Родину», «Партию жизни») и «оппозиция» (КПРФ, «Яблоко», СПС). Все остальное — от лукавого, т. е. от политтехнологов. При количестве депутатских мест у нас в области 98 — ясно, что более 51% мандатов «партия власти» себе легко обеспечит при помощи депутатов из округов.

Подобная конструкция для новосибирцев крайне опасна возможным застоем, вседозволенностью и бесконтрольностью. Ведь облсовет, как представительная власть, должен уравновешивать в мини-политической структуре власть исполнительную, губернаторскую. Однопартийная администрация области — вещь сама по себе давно сложившаяся, по-другому это называется «команда губернатора». Именно эта власть должна быть и есть однопартийная. Это правильно! Это хозяйствующий субъект с директивным управлением при единоначалии и с огромными ресурсами. Если его (исполнительный орган) не уравновесить облсоветом не из чиновников, то на всех и вся просто не хватит (земли, недвижимости, денег), и рано или поздно это прорвется в виде коррупции, скандалов, ревизий, «чемоданов с компроматами« и т.п., что мы с вами уже видели и чему не удивляемся.

Из всего сказанного выводы просты: чем более власть тоталитарная, тем более Советы депутатов (или Дума) заселяются одной партией. В Думе это уже около 75%, т. е. до полного единоначалия в Советах всех уровней уже недалеко. Хотя в нормальном гражданском обществе однопартийный облсовет невозможен в принципе.

Оппозиция не идти на выборы тоже не может, даже из принципа, т. к. ее электоральную нишу быстро заменят слепленной наспех политтехнологами «партией-двойником» и быстренько промоют избирателям мозги на эту тему. Со СМИ у власти давно «все в порядке».

Так что получим мы, новосибирцы, 11 декабря этого года такой облсовет: 35% — «Единая Россия», 18% — КПРФ, 9% — ЛДПР, 10% — СПС + «Яблоко»; 10% — Аграрная партия и еще 49 депутатов-одномандатников. Через неделю, числа 20 декабря, взойдут «подснежники», и в «Единой России» станет 55–60%, плюс образуется какая-нибудь «независимая» группа депутатов человек в 10. Грустно, но реально.

А вообще я, конечно, за однопартийный облсовет, вот только чтоб партия была «Избиратели Новосибирской области» и выборы только по округам!

Поделиться:
Копировать