Как учиться, чтобы не лечиться

Лишь 10% детей можно считать практически здоровыми. У остальных есть те или иные проблемы. Обычно они усугубляются уже в сентябре-октябре,прежде всего у первоклассников. Ухудшается и зрение у детей. Причина очевидна — сказывается резкое увеличение зрительной нагрузки. В студенческую жизнь многие молодые люди входят в очках. Чем же объяснить такой урон для зрения, полученный в школьные годы, и действительно ли он неизбежен?

Некоторые «школьные» заболевания у детей можно предотвратить, если выполнять определенные правила…

Не случайно физическое состояние школьников вызывает у медиков тревогу.

Согласно статистическим данным, лишь десять процентов детей можно считать практически здоровыми. У остальных есть те или иные проблемы. Обычно они усугубляются уже в сентябре-октябре, прежде всего у первоклассников. Можно, отправляя малыша на уроки, вручить ему мобильник, чтобы узнавать, как идут у него дела в школе, благо МТС обеспечивает надежной связью. Но как проконтролировать состояние здоровья маленького школьника? Приспосабливаясь к школе, малыши испытывают огромное нервно-психическое и физическое напряжение. Оно порой приводит к росту острых и хронических заболеваний лор-органов, пищеварительной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата. Ухудшается и зрение у детей, у некоторых даже в первый год обучения, у других — к 4–5-му классам. Причина очевидна — сказывается резкое увеличение зрительной нагрузки. В студенческую жизнь многие молодые люди входят в очках. Чем же объяснить такой урон для зрения, полученный в школьные годы, и действительно ли он неизбежен? Об этом мы попросили рассказать врача-офтальмолога центра «Зрение» Марину ВОРОНКОВУ.

— С первых дней сентября детям приходится по нескольку часов сидеть на уроках. Представьте себе маленького человека, усердно склонившего голову над партой, — и так от звонка до звонка. Неестественная, непривычная поза со временем приводит к негативным последствиям, — пояснила Марина Валентиновна. — Научные исследования доказывают, что близорукость в первую очередь связана с процессом работы на близком расстоянии, например, при чтении, рисовании, черчении в недостаточно освещенном помещении. Постоянное напряжение зрения, вызванное продолжительной фокусировкой глаза, особенно когда голова наклонена над столом, вызывает увеличение внутриглазного давления. А это сказывается на состоянии нашего «зеркала души». Давление приводит к увеличению глазного яблока, что ведет к расфокусировке зрения — теперь уже при рассматривании удаленных предметов.

— Многие родители беспокоятся за здоровье детей в связи со «всеобщей компьютеризацией». В школе — занятия с ЭВМ, дома — компьютерные игры…

— Использование компьютеров стало повсеместным. Но если соблюдать правильный режим труда и отдыха, вреда от работы за монитором не будет. Считается, что 15 минут передышки после каждого часа — норма для взрослого. Детям, конечно, нужно меньше находиться возле компьютера. В зависимости от возраста, в среднем 20 минут — час в день.

Особенность работы за компьютером — экранное изображение существенно отличается от бумажного, и его восприятие вызывает повышенное напряжение глаз. Прежде всего потому, что это изображение самосветящееся, а не отраженное; имеет заметно меньший контраст; оно не непрерывное, а состоит из точек пикселей; мерцающее — чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации (приспособления глаза к ясному видению предметов на разном расстоянии от него). Однако соблюдение оптимальных параметров яркости, контраста, частоты смены кадров и других характеристик экранного изображения позволяет несколько снизить зрительное утомление. К сожалению, совсем избежать его не удастся.

— И как же проявляется зрительная усталость?

— Обычно дети после работы на компьютере жалуются на неприятные ощущения в области глаз. Причем эти симптомы бывают не только у близоруких, но и у школьников со зрением 1,0 и более. Такое утомление глаз называется астенопией. Проявления астенопии весьма разнообразны: головная боль, боль и сухость в глазах, ощущение инородного тела, покраснение, жжение, боязнь яркого света, трудности фиксации при изменении расстояния до рассматриваемого предмета. Помимо зрительного дискомфорта наблюдается ухудшение общего самочувствия — появляются боли в плечах, спине, запястьях. При появлении подобных симптомов необходимо срочно обратиться к врачу!

Можно ли как-то повлиять на ситуацию? Конечно, в том случае, когда нет серьезной патологии и не требуется длительное лечение.

— Надо правильно оборудовать рабочее место ребенка, чтобы оно было удобным и безопасным для здоровья. И здесь важно все: расположение монитора, письменного стола, рабочего кресла. Элементы оборудования школьного уголка должны перемещаться, трансформироваться, подстраиваться под рост ученика. Это касается прежде всего высоты кресла и положения его спинки, расположения клавиатуры, расстояния от дисплея и его размеров. Верхняя часть экрана должна располагаться ниже уровня глаз — только одно это простое для выполнения условие даст возможность избавиться от головной боли и болей в области шеи.

— Какие еще погрешности при обустройстве рабочего места школьника необходимо устранить?

— Блики и отражения от поверхности экрана очень сильно раздражают зрительную систему. Они могут возникнуть от люстр, настольной лампы, от света из окон. Источник бликов можно определить, поместив перед экраном зеркало. Затем надо повернуть монитор или затемнить окно, лампу. Или приобрести защитный антибликовый фильтр, который прикрывает экран дисплея. Если у школьника близорукость и он пользуется оптикой, помогут очки с линзами со специальным антибликовым контрастным покрытием — они значительно уменьшают зрительную утомляемость при работе за компьютером.

— Подведем итог — какой может быть реальная профилактика нарушений зрения за школьной партой?

— Это выполнение несложных правил: организация оптимальной «среды обитания» ученика, о которой говорилось выше; паузы после определенного времени работы за письменным столом или компьютером; гимнастика для глаз, рекомендованная врачом. Необходимо также проверять остроту зрения ребенка не реже одного раза в год. Если отмечается снижение этой остроты, поможет коррекция очками или контактными линзами. В некоторых случаях рекомендуются терапевтические методы улучшения зрения, медикаментозное лечение. Своевременно принятые меры обычно останавливают развитие «школьной» близорукости, других нарушений.

Поделиться:
Копировать