Новосибирск -5.2 °C

«Пиарщик» в Америке звучит гордо

24.09.2005 00:00:00

субботние встречи

Радио стремится к интимности, а телезвезды вовсе не «небожители»

Американские вояжи для новосибирцев давно не редкость. Чиновники и директора летают за океан целыми делегациями, жаждущих опыта экологов приглашают на ознакомительные поездки, а в Академгородке никто не удивится командировке в партнерскую компанию эдак на полгода. Но, согласитесь, чтобы получить поздравление с днем рождения в Библиотеке Конгресса США — для этого должно повезти особо. А если учесть, что аплодисменты были адресованы нашей коллеге, пресс-секретарю новосибирского филиала ОАО «Сибирьтелеком» Елене Августинович, ставшей финалистом программы «Открытый мир», понятно, что такого случая мы пропустить не могли.

О встрече со звездой телестудии KING 5TV Лори Мацукава в Сиэтле многие могут только мечтать, но с «Открытым миром» для нашей Елены Августинович (первая справа) все звезды были открыты

— Лена, чем отличается «Открытый мир» от других обменных программ?

-Это обменная профессиональная программа, основателями которой были директор Библиотеки Конгресса США Джеймс Биллингтон и «совесть России» академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Если в отношениях правительств и могут быть проблемы, рассуждали они, надо решать вопрос снизу, то есть сближая людей, создавая совместный бизнес, общие проекты. И вот с 1999 года такая программа существует. Финансирует ее правительство США, что уже говорит об уровне. Ежегодно независимый центр «Открытый мир» приглашает российских специалистов для прохождения профессиональной стажировки в США. Перед началом визита все делегаты проходят ориентационные семинары в Москве и в Вашингтоне, а после группами по 4–5 человек разъезжаются по разным штатам. Наша — представителей СМИ и PR-специалистов — была в Сиэтле, одном из крупнейших мегаполисов с населением в два миллиона человек.

— И как думаешь, могли мы пропустить твою поездку? Для нашей прессы, телевидения штатовские СМИ, можно сказать, образец для подражания.

— По телевидению это особенно заметно. Большинство наших телепрограмм — калька американских. Кстати, выбираются зачастую действительно интересные. Если уж о чем жалеть, то об отсутствии некоторых программ. Популярное среди американцев шоу Ларри Кинга уже давно знакомо нашим телезрителям, а вот шоу Опры Уинфри — нет. Его популярность в США подтверждает такой факт: однажды Опра в своей программе сказала, что считает «Анну Каренину» великим произведением. Уже на следующий день русский роман раскупили во всех магазинах, и он признан бестселлером прошлого года. Думаю, что скоро это шоу появится и на российском телевидении.

— Реклама на телевидении там такая же надоедливая, как у нас?

— Чтобы судить об этом, надо хоть вечер, никуда не отходя, посидеть у телевизора, а такой возможности не было. Могу сказать, что на многих платных каналах рекламы нет совсем. Телеканалов столько и конкуренция так велика, что они вынуждены дозировать рекламу, чтобы не отпугнуть зрителя. Реклама более качественная, но в целом эфир всё равно ею насыщен. Меня поразило отношение к рекламе самих журналистов, тех, кто делает программы. На встрече с сотрудниками KING 5TV — это одна из трех крупнейших телевизионных станций в Сиэтле, я задала вопрос об их отношении к косвенной рекламе. Про заказные «имиджевые» статьи и сюжеты, в выгодном свете представляющие рекламодателя, у нас знает любой, не только сотрудники СМИ. Некоторые российские издания такой информацией заполнены от корки до корки. Так вот, на KING5 меня даже не поняли. Рекламные материалы зритель никогда не перепутает с редакционными. Ладно, думаю. Не может быть, чтобы вы были такими неподкупными, и задаю Лори Мацукава вопрос: «Есть ли у вас имиджмейкер? Кто ваш стилист и кто занимается вашей коллекцией одежды?» Лори — это очаровательная японка, она, подобно нашей Татьяне Митковой, ведет новостные программы и участвует в их подготовке. Чрезвычайно популярна и любима. Согласись, наши теледивы расцветают на глазах и каждый день демонстрируют новые наряды. Даже строчка после многих программ идет: «Одежда ведущих предоставлена такой-то фирмой». А у Лори, оказывается, и имиджмейкера нет, и сама одежду подбирает. Она сказала: «По условиям контракта я не могу принимать ни подарков, ни бесплатных услуг, иначе однажды пострадает объективность». А про стилиста добавила: «За 11 лет моей работы на ТВ к нам два раза приглашали визажистов и мне делали макияж, а так я всегда всё сама делаю — и прическу и грим…» Вот такими бывают звезды!

— Как думаешь, может, суммы в контрактах не такие, как у нас?

— Если сравнивать с новосибирским телевидением, то, конечно, другие суммы. Хотя на очень популярном общественном радио KUOW 94.4, например, зарплаты очень невысокие, ниже, чем на коммерческом, но его сотрудники чрезвычайно горды своим местом работы. Мы слушали их получасовую программу о причинах наркомании. Группа журналистов готовила ее полгода. Внедрялись в среду наркоманов через организации, выдающие шприцы, общались с родственниками наркоманов, медиками, полицией. С такой откровенностью и таким градусом боли мне прежде в СМИ сталкиваться не приходилось. Так вот, у них вообще нет рекламы, и знаешь, кто их финансирует? Сами радиослушатели, которых 260 тысяч человек и 150 тысяч слушают через интернет. Дважды в год с помощью волонтеров общественное радио собирает пожертвования. Не важно, сколько внес человек, 5 долларов или 5 тысяч, он получает специальный знак, который прикрепляется к стеклу автомобиля. И это почетно! Кстати, музыки на этом общественном канале радио тоже нет, только если какие-то программы о музыке. И еще они уделяют особое внимание программам о природе, животных. Они их готовят, можно сказать, с любовью: там и хруст веток в лесу, и голоса птиц, и плеск рыбы… О стиле передач Патриция Mёрфи, ведущая и редактор программы «Не проходите мимо», сказала: «Мы стремимся добиться интимности, у радио есть такая возможность в отличие от телевидения».

— У нас такую общественную активность трудно представить…

— Институт волонтеров очень развит. Люди бесплатно в свободное время работают в домах престарелых, помогают адаптироваться переселенцам, с радостью участвуют в благотворительных сборах на различные нужды. На телевидении нам рассказывали, как они устраивают пешие походы по улицам, собирая деньги на исследования и лечение больных раком груди. А под Новый год популярные ведущие стоят на улице и звонят в колокольчик — собирают деньги на Красный Крест. Как сказала все та же Лори: «Бесплатная деятельность в нерабочее время делает нас ближе к людям. Мы надеемся, что нас будут больше смотреть».

— Получается, у бескорыстия тоже есть мотив? Шучу, конечно.

— А что плохого в том, что ведущие серьезных программ живут одной жизнью с обычными гражданами? Может быть, еще и отсюда их объективность? И оценки, не всегда лестные для президента, правительства, местных властей? Девушка из Ижевска, направленная от нашей делегации во Флориду, буквально в шоке рассказывала, что у всех представителей СМИ там есть прямой доступ к компьютеру мэра. Любой журналист может посмотреть компьютер мэра и узнать, кто на что жалуется, что мэр ответил. Речь идет не об официальном сайте. Можешь представить, чтобы журналисты «Вечерки» имели доступ к компьютеру Городецкого?

— Настроение коллегам мы уже испортили. А что тебя поразило больше всего?

— Многое. Например, наши эмигранты. Понимаю, что и среди них народ разный. И встреч у нас было не так много, но все равно ощущение: как много мы потеряли. И у них, хотя многие устроены, вполне благополучны, все еще где-то внутри болит. В эмигрантской газете «Русская жизнь» целая страница отдана подробным рассказам — «Почему я уехал из России?» Думаю, когда все хорошо, к принятым решениям уже не возвращаются. Очень удивило количество малого бизнеса: люди не боятся начинать, верят в успех, и у многих получается! Банки и финансовые компании придумывают для желающих заняться бизнесом разные системы кредитования, например, микрокредиты, их размер вызывает у нас улыбку — 500 долларов. Вместе с клиентами они придумывают, как лучше деньги использовать, чтоб всё удалось. Подключают к этим вопросам психологов, выясняют интересы и стремления клиента, так, одной бедной девушке они посоветовали купить фотокамеру и снимать животных — домашних любимцев. Помогли ей все рассчитать, и говорят, что через год у нее уже была своя студия, позже она обратилась за значительно большим кредитом. Непривычна для нас активность общественных организаций.

И конечно, самым неожиданным и приятным было встретить особое уважение к моей профессии. Рейтинг ее высок, по мнению американцев, это очень престижная работа. Когда я рассказывала о PR-проектах, в которых довелось участвовать, то видела в их глазах живой интерес. Наверное, пройдет много лет, прежде чем мои коллеги будут встречать такое же отношение к этой профессии в России.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: