Как помочь малышу адаптироваться к школьной жизни
1 сентября это порог, за которым ребенка ждет уже другая, отличная от прежней, жизнь. С новыми заботами, новым режимом, новыми правилами. Так что же это за день 1 сентября? Праздник или начало долгого, не всегда приятного пути?
С этим вопросом мы обратились к старшему преподавателю кафедры психологии личности Новосибирского государственного педагогического университета психологу высшей категории Евгении Пустовой.
Школьный возраст наиболее ответственный этап детства. Это тот фундамент, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка. Основная задача взрослых на этот период создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей детей.
То, насколько быстро и легко ребёнок приспосабливается к новым обязанностям и требованиям, очень важно. Это во многом зависит от того, как он готов к школьной жизни. Что же подразумевается? Готовность это комплекс качеств, образующий умение учиться: общее интеллектуальное развитие; формирование мотивов, побуждающих к учению; воспитание умения управлять своими эмоциями и поведением. Все три линии одинаково важны.
Учителя в качестве критериев подготовленности ребёнка к школе принимают следующие показатели: физическое здоровье; желание учиться; умение управлять своим поведением; владение приёмами умственной деятельности; проявление самостоятельности; умение строить отношения с детьми и взрослыми; отношение к труду; способность ориентироваться в пространстве и в тетради
Но сможет ли только интеллектуальная готовность к школе обеспечить успешность вхождения ребенка в учебную деятельность, если у ребенка нет, например, просто обычного желания учиться? По нашим данным, из первоклассников 2005 года таких только 64 процента, а остальные будущие первоклассников хотели бы остаться в детском саду или еще не уверены, что для них интереснее.
Проблема готовности ребёнка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологическая. То есть быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе значит быть готовым всему этому научиться.
Что касается первоначального этапа приспособления к новой школьной жизни, то все дети испытывают определённые трудности адаптации. Однако вопрос заключается в том, как они справляются с этими трудностями, какие способы решения задач, связанных с процессом адаптации к школе, выбирает конкретный ребёнок.
И тут ответственность в очень большой мере лежит на родителях. Своевременность принятых мер (например, надо проконтролировать режим дня ребенка, поговорить с ним о его школьных переживаниях, поддержать в начинаниях и т.д.) -увеличивает шансы на успех. Внимание и понимание самая большая помощь, которую могут оказать ребёнку взрослые.